Регистрация

Феррарская школа живописи: современное искусство прошлого

Мне нравится5       0  
В XIII—XVI веках в феррарском герцогстве правила семья д’Эсте, которая славилась страстной любовью к «нестандартной» живописи, выходящей за рамки принятых канонов. Начиная с герцога Леонелло, правители поощряли художников-новаторов, приглашали их жить при дворе и оплачивали расходы на совершенствование талантов. Так сформировалась Феррарская школа живописи, члены которой считаются «провидцами от искусства» и заметно отличаются от других коллег, творивших в эпоху Ренессанса.

Расцвет Феррарской школы пришелся на XV—XVI вв.

Лоренцо Коста. Святой Иоанн Креститель
Доссо Досси. Бабочки
Доссо Досси
Фра Беато Анджелико. Доминиканская Блаженного
Фра Беато Анджелико
Ее характерные черты — выразительность, экспрессивность, четкие контуры, мастерски выстроенная композиция (влияние Мантеньи), много сочных цветов и света (эту черту привнес Пьеро делла Франческа из Болоньи). Во многом на формирование школы повлияли приезжие мастера, которые работали в Ферарре по приглашению д’Эсте: Пизанелло, Беллини и даже голландец Рогир ван дер Вейден.
В Национальной пинакотеке Феррары у ценителя живописи наступает настоящий культурный шок: лица, сюжеты, детали, приемы на картинах во многом перекликаются с современным искусством, однако при этом полотна относятся к XIV—XV векам! Кажется, что представители Феррарской школы взяли лучшее от живописи всех времен и народов (особенно итальянского), и соединили воедино.

Стиль, аллегория×Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. читать дальше , экстраординарность

Герцог Леонелло и его сын Борсо д’Эсте увлекались астрологией, эзотерикой, мистикой. Это повлияло на выбор сюжетов и художественный язык феррарцев, который был наполнен аллегорией.
Невозможно назвать точные черты Феррарской школы — это, скорее, определенный стиль, почерк, настроение, объединяющее художников.
Чтобы уловить его особенности, важно посмотреть десяток-другой картин. Кстати, феррарцы часто расписывали церкви, так что их работы рассыпаны по всей Италии, как некие дорожные указатели, объединяющие отдельные походы в музеи в большое итальянское художественное путешествие.
Вы — эксперт, если:
Не путаете феррарскую школу и маньеризм. Главное отличие — ироничность, аллегория×Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. читать дальше феррарцев и отсутствие жеманных поз на полотнах.

Вы — профан, если:
Не знаете, что Феррарская школа живописи — не отдельное направление, а группа художников эпохи Ренессанса, живших и творивших в Ферраре. Утрированно стиль можно назвать сплавом Ренессанса и современного искусства с его смелостью и провокациями.

Известные мастера:

Козимо Тура, Франческо Коса, Доссо Досси, Джироламо да Карпи, Гарофа (Бенвенуто Тизи), Лоренцо Коста, Николо Пизано, Франческо Франца, Фра Анжелико

Знаковые работы

Лоренцо Коста «Триумф смерти», 1490 — Капелла Бентивольо в монастыре в Болонье.
Козимо Тура «Каллиопа» — создана для оформления дворца Бельфоре недалеко от Феррары, который принадлежал герцогам д’Эсте. Лондонская Национальная галерея.

Гарофало «Спящий младенец Иисус», 1550 — Икона дерзкая даже по современным меркам, потому что все в ней слишком живо, слишком близко к людям, без привычной серьезности ликов святых. Лувр.

Доссо Досси «Портрет герцога Феррары Альфонсо I д’Эсте — отличный пример того, как представители школы необычно подавали портретные работы. Галерея Модены.

Бесценно, однако…

Практически все работы Феррарской школы хранятся в музеях и пинакотеках. В среднем картина мастера той эпохи оценивается в 20−35 млн. долларов.
Козимо Тура. Муза

Вот так история!
Во дворце Бельфоре существовало помещение, которое Леонелло д’Эсте задумал как пространство, где можно посвящать время своим увлечениям — «студиоло». Для оформления студиоло граф заказал аллегорические портреты девяти муз в необычном амплуа. К примеру, покровительница гимнов Полигимния работает в поле, а вокруг Терпсихоры танцуют странной внешности бескрылые херувимы. Аналогичные работы есть в капелле Муз и Свободных искусств в Римини.
Увы, дворец сгорел в пожаре 1662 году, а картины разлетелись по миру.
Сейчас известно местонахождение 8 из них.

КомментироватьКомментарии
HELP