войти
опубликовать

Козимо
Тура

Италия • 1430−1495

Учился в Падуе. С 1460 – при феррарском дворе. Придворный художник графов д’Эсте, один из основателей феррарской школы в итальянской живописи. В Падуе познакомился с творчеством художников круга Скварчоне, Кривелли, Пахером, испытал сильное влияние Мантеньи и Пьеро делла Франческа. Известен аллегорическими фресками, — одного из самых удивительных фресковых циклов XV века, в феррарском Палаццо Скифанойя, который он расписал вместе со своим учеником Франческо дель Косса и Эрколе Роберти. Большинство произведений Козимо Туры утрачены. Сохранились створки органа собора в Ферраре (1469) и полиптих Роверелла (1470—1474), в настоящее время разобранный и хранящийся в разных музеях.

Итальянский живописец. Мастер феррарской школы, работал в Ферраре при дворе герцогов Борсо д’Эсте и Эрколе д’Эсте. Возможно, в 1452—1454 работал и учился в Падуе и был связан с мастерской Скварчоне. В творческом формировании Козимо Туры немаловажную роль сыграло знакомство с работами Мантеньи, Пьеро делла Франческа, Р. ван дер Вейдена, скульптурой Донателло. Живопись Козимо Туры отличают несколько утрированная, иногда причудливая острота видения мира, напряженность и угловатость ритма тонких, прихотливо дробящихся складок, резкая, нередко драматическая мимика лиц, экспрессия поз и жестов. В то же время в тщательной отделанности деталей, ювелирной тонкости лепки форм, как бы изваянных из твердого материала, утонченности цветовой гаммы, сиянии красок, то эмалево-густых, то легких и прозрачных, есть изысканная красота, сообщающая созданному им дисгармоничному, полному диссонансов миру своеобразное совершенство.

Основные произведения: живописная декорация зала Муз замка Бельфиоре (1459—1463, не сохранилась); Знаменитые люди, Триумфы — живописная декорация замка в Мирандола (ок. 1465—1467, не сохранилась); росписи капеллы в замке Бельригуардо (1469—1471, не сохранилась); серия Добродетелей для кабинета герцога Эрколе д’Эсте (1477—1481, не сохранилась); Мадонна с Младенцем (1460-е, Венеция, галереи Академии; Вашингтон, Нац. галерея искусства); Мадонна с Младенцем на троне и музицирующие ангелы (1475—1475, Лондон, Нац. галерея); Св. Георгий и принцесса, Благовещение — роспись створок органа (ок. 1469, Феррара, Музей собора); Мадонна Роверелла (ок. 1470—1474, Париж, Лувр); Мертвый Христос с двумя ангелами (ок. 1475, Вена, Музей истории искусства); Юноша из семьи д’Эсте (1470-е, Нью-Йорк, музей Метрополитен); Св. Доминик (1470-е, Флоренция, галерея Уффици); Св. Антоний Падуанский (1480-е, Модена, галерея Эстенсе).

Перейти к биографии