войти
опубликовать

Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)

Эдвард Мунк • Живопись, 1903, 86×75 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1903
Размер: 86×75 см
Работа в подборках: 48 подборок
Аудиогид

Описание картины «Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)»

Из всего, что написал Мунк, какие картины вспоминаются первыми? Конечно, «Крик», а потом сразу «Девушки на мосту». В течение 30 лет Эдвард Мунк сделал 12 вариаций с этим сюжетом (1, 2, 3) - достаточно для того, чтобы разделить между главными музеями и аукционами. И чтобы медиа-слава «Девушек…» поддерживалась то кураторскими проектами, то рекордными продажами.

Одна из вариаций картины была продана на аукционе Sotheby's за 54 миллиона долларов и стала второй самой дорогой картиной норвежца, после «Крика», разумеется.

Но в отличие от «Крика», картина «Девушки на мосту» и критиками-современниками, и зрителями-современниками была принята восторженно. Ее называли самой совершенной, зрелой и гармоничной в творчестве Мунка. Главное настроение мунковских картин, эта раскаленная тревога, граничащая с отчаяньем, в «Девушках на мосту» вдруг затихает и остывает до меланхолии. Спокойное одиночество, задумчивость и грусть - пожалуй, самая высокая отметка по шкале счастья, из доступных Мунку. Чувствовать себя лучше он просто не способен. 1902 год, когда были написаны «Девушки на мосту», художник много лет спустя описывал так: «Эти годы, начиная с 1902 и до клиники в Копенгагене (1908 год) были самым несчастным, самым сложным и при этом самым судьбоносным и самым продуктивным временем в моей жизни».

Несколько лет назад он купил дом в городке Осгардстране, на западном берегу фьорда Осло, но проводит в нем только несколько летних месяцев, а в остальное время готовит выставки и ездит по Европе: Берлин, Париж, Флоренция, Ницца. А несколько месяцев назад он расстался с Туллой Ларсен, женщиной, которая дольше всех задержалась рядом с Мунком. Это была изматывающая страсть: несколько счастливых месяцев, а потом годы ссор, угроз, побегов, расставаний, попыток суицида, длинных писем с упреками и признаниями. Во время этого опасного романа Мунк начинает навязчивую серию «Три возраста женщины», настойчиво выстраивает в одном замкнутом цикле сексуальность, любовь и смерть.

Невероятная продуктивность художника сразу после разрыва с Туллой неслучайна. Он был искренне убежден, что связь с женщиной подавляет способность к творчеству, что женщина-вампир вытягивает из мужчины жизненную силу и созидательную энергию. И теперь он наконец-то свободен. Критики говорят, что в это время для него наступает период «пейзажей-освобождений, пейзажей, населенных невинными людьми, пейзажей, в которых есть надежда, что не все любимое человеком обречено на катастрофу».

«Девушки на мосту» - из таких работ. Самое зыбкое время - летняя белая ночь, и самое пограничное место - мост, соединяющий два отрезка суши над густой водной толщей фьорда. И над тремя девочками-старшеклассницами, которых Мунк заметил во время прогулки и попросил позировать, впервые за долгое время он не видит призрака неизбежной смерти. Спокойное ночное норвежское солнце на время замыкает ненадежные небеса - и угроза отступает. 12 раз художник будет возвращаться к баюкающей тишине этого момента в живописных полотнах, и десятки раз повторит его в литографиях.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии