войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт, Пейзаж, Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1918
Размер: 120×120 см
Работа в подборках: 120 подборок

Описание картины «Купчиха за чаем»

В 1918-м, когда была написана «Купчиха за чаем», эйфория, которую Кустодиев испытывал в связи с революцией, сошла на нет. Это были окаянные дни: голод, нищета, сомнения. Жена Кустодиева – Юлия – ходила по воскресеньям пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, - дровами. Сам Борис Михайлович взялся – в добровольно-принудительном порядке – прихорашивать Петроград по случаю революционной годовщины. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке - всего этого я лишен».

Зная эти обстоятельства, непросто принять за чистую монету «Купчиху за чаем» со всем ее мясо-молочным гедонизмом, вызывающей телесностью и сдобным спокойствием.

Современники Кустодиева находили в ней горькую иронию. Особенно сознательные наделяли картину сатирической интонацией: им казалось, что Кустодиев – теперь уже советский художник – нарисовал карикатуру на купеческое сословие, эдакую леди Макбет Мценского уезда. Только по прошествии десятилетий стало очевидно, что эта картина – одна из самых личных у Кустодиева. И уж, конечно, художник писал ее без фиги в кармане.

Из ряда типичных кустодиевских купчих (1, 2, 3) эта выделяется еще и тем, что является в некотором роде портретом «воображаемого друга» - той родины, которой Кустодиев лишился, но яростно, безнадежно, болезненно помнил.

Жаркое зеркало самовара не отражает революционных пожарищ. Залпы «Авроры» не оскверняют полуденной неги – слышно лишь, как на соседнем балконе мешают серебряной ложечкой чай. Чуть заметно колышутся телесные холмы. В небесных глазах – ни намека на мысль, упоительный русский дзэн. Нет, это не та птица-тройка, что несется куда-то, не слушая поводьев и не разбирая дороги. Это Россия, в которой время пить чай. Где ты теперь, дай ответ. Не дает ответа.

Автор: Андрей Зимоглядов
Комментарии
Другие работы художника
Земская школа в Московской Руси
Земская школа в Московской Руси
1907, 59.5×80.5 см
Масленица (Масленичное катание). Фрагмент
Масленица (Масленичное катание). Фрагмент
1919
Рисунок одеяла к картине "Красавица"
Рисунок одеяла к картине "Красавица"
1915, 42.9×26.3 см
Крестный ход. Эскиз-вариант. Фрагмент
Крестный ход. Эскиз-вариант. Фрагмент
1915
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
1907, 100×80 см
Живописец. Из серии "Труд"
Живописец. Из серии "Труд"
1924
Купчиха с покупками. Фрагмент
Купчиха с покупками. Фрагмент
1920
Масленица (Масленичное катание). Фрагмент
Масленица (Масленичное катание). Фрагмент
1919
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского "Гроза"
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского "Гроза"
1918, 66×88 см
Групповой портрет художников общества "Мир искусства". Эскиз неосуществленной картины
Групповой портрет художников общества "Мир искусства". Эскиз неосуществленной картины
1910-е , 52×89 см
Рекомендуемые работы
Александра Кузнецова. Полосатая весна
Полосатая весна
01.04.2025, 80×60 см
$530
Оригинал
Наталия Припутникова. Прованс
  • Реклама
Прованс
2021, 70×50 см
$291
Оригинал
Алекс Дi. Завораживающая взглядом
  • Реклама
Завораживающая взглядом
70×70 см
$367
Копия
Ольга Шацкая. Цветение
  • Реклама
Цветение
2024, 80×60 см
$471
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$412
Оригинал
Дарья Мотовилова. Царевна-лебедь вятская
  • Реклама
Царевна-лебедь вятская
2025, 100×80 см