Регистрация
Филипп Ниархос

Член семьи судостроительных магнатов продолжил дело отца: династия создала самую значимую частную коллекцию искусства XX века. Ее приблизительная стоимость — $250 миллионов, а общее состояние Ниархоса — около $2,5 миллиардов. Но не будем считать чужие деньги — лучше заглянем, что там внутри.

С 1996 года — коллекционер

Сын за отца

Филипп Ниархос (Philip Niarchos, р. 1954) — старший сын греческого судостроительного магната Ставроса Ниархоса, который в свое время удачно женился на дочери конкурента — Евгении Ливанос. Партия была не только выгодной, но и приятной: Евгения разделяла страсть мужа к искусству. Эту же страсть заполучил первый наследник — Филипп.

Иногда миллионеры покупают обожаемым детям конюшни, вертолеты и ужины в компании звезд. Филипп Ниархос с братьями, можно сказать, росли в собственных музеях: их отец обожал искусство XX века (особенно послевоенное) и «складывал» шедевры в семейных особняках в Афинах, Париже, Лондоне и Санкт-Морице.
С детства Филипп Ниархос имел доступ к подлинникам Сезанна, Дега, Эль Греко, Гогена, Гойи, Клода Моне, Ренуара и многих других. Как тут не вырасти личностью с прекрасным вкусом? (на фото — Ставрос Ниархос на фоне «Пьеты» Эль Греко)

Кое-что из шедевров отцовской коллекции, в окружении которых рос Филипп:

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Пьета (Скорбящая Богоматерь)
Эль Греко (Доменико Теотокопули)
1592, 120×145 см
Анри Матисс. Накрывая на стол
Анри Матисс
Поль Гоген. Всадники на пляже 2
Поль Гоген
1902
Винсент Ван Гог. Дом отца Пилона
Винсент Ван Гог
Май 1890, 49×70 см
Коллекцию Ниархосы начали собирать в 1949 году, а первое масштабное расширение произошло в 1957-м. Отец Филиппа выкупил 60 картин у голливудского денди Эдварда Г. Робинсона: лицедей разводился с женой и вынужден был оплатить ей разбитый брак и сердце.
Все просто: пока другие мужчины в бизнесе соревновались, у кого корабль больше и жена красивее, Ниархосы придумали выйти на новую нишу — вырастить арт-коллекцию.
За годы коллекция таки разрослась на несколько домов в разных странах.

Три автопортрета

Одна из главных жемчужин коллекции Ставроса-старшего — автопортрет Пикассо Yo Picasso («Портрет мужчины в белой рубашке»), купленный в 1989 году за $47.85 миллионов.
Однажды магнат игорного бизнеса Стив Винн назвал греческого миллиардера владельцем самых желанных арт-шедевров в мире. Конкретно Стив позарился на автопортрет Пикассо, но Ниархос ему в продаже отказал. Мальчики и их игрушки.
Филипп уважил отцовскую страсть к «сэлфи» гениев и в 90-х выкупил на Christie’s' автопортреты Винсента ван Гога (около $90 млн.) и Жана-Мишеля Баския. Сделал он это анонимно, но журналисты докопались до имени покупателя.


Жан-Мишель Баския. Автопортрет

За картину Баскии коллекционер заплатил $3.3 млн. На тот момент цена в 5,5 раза превышала среднюю цену на полотно художника. Этой покупкой Филипп вывел Баскию в рейтинг самых дорогих пост-военных художников XX века, в котором также числятся, к примеру, Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл и Джеймс Розенквист.

Много Ван Гога

Автопортрет голландца с перебинтованным ухом — не единственный трофей Филиппа. Считается, что Ниархосы владеют самой большой частной коллекцией работ Винсента ван Гога.

Несмотря на то, что Ниархосы не разглашают точный список шедевров в своей коллекции, в жадности династию не обвинишь. В 90-х они одолжили 5 работ кисти голландского мэтра Музею Ван Гога для ретроспективы в честь столетия со дня смерти сумасшедшего гения. В числе одолженных работ были автопортрет и арт-дилер папаша Танги.
Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой
Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги (второй вариант)

Энди Уорхол, я не твой

Энди Уорхол. Монро в красном

Филипп Ниархос с Уорхолом дружили: один любил окружать себя умными, богатыми и сильными, другой — ироничными и творческими, так что это была симпатия с первого взгляда.

В 1994 году на Christie’s он приобрел «Красную Мэрилин» Энди Уорхола ($3,63 млн).
В 2007 потратил на «Горящую зеленую машину I» (1963 г.) $ 17 млн., установив рекорд цены на работу Уорхола — чего не сделаешь для друга!

В 80-х Уорхол создал серию работ, использовав МРТ Ниархоса как основу. Уорхол создавал современные портреты сильных личностей в стиле поп-арт×Поп-арт – художественное движение, зародившееся в середине 1950-х годов в Великобритании, но наиболее широкое распространение получившее в США. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Кроме прочего, появление поп-арта в США стало реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча. читать дальше и не мог обойти магната вниманием.
Энди Уорхол. Череп Филиппа

Таким образом, он сделал комплимент мозгу друга, спровоцировал общество и — заранее нашел клиента на шедевр. Трех зайцев одним выстрелом!
Сейчас работа хранится в галерее Ларри Гагосяна.

Искусство делать деньги

Собранием Ниархоса занимаются несколько отменных профи, способных вовремя покупать и продавать искусство. В результате богаче становится и коллекция, и сам Ниархос.

Пару лет назад кураторы собрания выставили на продажу 8 картин, включая полотна Пьера Боннара, Ренунара и Мориса Утрилло. Работы были проданы на Christie’s за более чем $10 млн. Если проследить покупки и продажи, можно сделать вывод, что коллекция «обновляет кровь»: кураторы продают часть работ мастеров XX века второй линии (пример — все тот же Морис Утрилло). Утрилло вряд ли сильно вырастет в цене, а вот работы современных художников, на которые тратятся вырученные деньги — вполне могут.

Все-таки искусство — это не только увлечение, но и бизнес, как покупка акций. Если умеешь вовремя сбывать не самые ценные и покупать те, что будут расти — всегда будешь «на коне».


Арт-коллекцию Филипп Ниархос развивает также, как и бизнес: вовремя исключает устаревшее и добавляет новое.
Старых мастеров продавать нельзя — это основа всего. А вот все, что создано в XX веке и позже, можно двигать, как шахматы на доске.

По-современному

Ниархос — большой поклонник Маурицио Каттелана: современного итальянского мастера инсталляции, который в разное время работал поваром, садовником и охранником, а потом однажды сделал мебель для собственного дома — и понеслась. Маурицио, по словам Филиппа Ниархоса, сумасшедший автор. И с этим нельзя не согласиться:
Пара работ Херста в коллекции Ниархоса тоже имеется — но скорее для «галочки». Фанатом Херста Филипп себя якобы не считает. Но это лишь слухи — как мы помним, коллекционер редко распространяется о своем собрании. (На фото — Филипп Ниархос с женой Викторией и художником Дэмиеном Херстом, vogue.fr)

Папа музеев

Пару слов об официальном признании влиятельности на арт-рынке: король судостроительного бизнеса официально состоит в попечительском совете MoMА. Кроме того, он — член международного совета лондонской Tate Gallery. Филипп любит искусство, но не любит лишнее внимание к своему частому собранию.

Он нередко появляется на открытиях новых выставок (чаще всего — в галереях Гагосяна). А вот на торгах не присутствует: покупкой-продажей картин занимаются исключительно кураторы.

Кому достанутся богатства?

До определенного возраста старший сын, 30-летний Ставрос III часто разочаровывал папу: встречался с легкомысленной Пэрис Хилтон и ходил по вечеринкам. Однако теперь его можно заметить на светских раутах, беседующего с Ларри Гагосяном (на фото, vogue.it)

Дочь Евгения (28 лет) — высокая, как само искусство, тоже к прекрасному не холодна. Папарацци нередко замечают ее в крупных арт-галереях (фото — dailymail).

То есть, семейный интерес к искусству — налицо.

О двух младших пока говорить рано, но думается, гены возьмут свое: коллекция Ниархосов будет расти, и лучшее частное собрание останется в надежных руках.

Большому кораблю

Обладатель самой обширной частной коллекции в мире не играет на арт-рынке открыто, не ведет светскую жизнь и вообще не работает на публику. Он появляется ровно там где нужно и сколько нужно, делая правильные выверенные шаги.

Отец научил Филлипа главному: что не развивается, то умирает. Это касается и бизнеса, и личности, и искусства.

Итак, чем же ценна коллекция Ниархоса — помимо картин? Если думать о ней, можно вывести для себя три, пожалуй, очень важных жизненных принципа:

1) Вовремя избавляйся от старого, интересуйся новым, но не отказывайся от основ. Они — твоя опора.
2) Не работай на публику. Работай на себя.
3) Семья дает многое — если не перестараться с контролем.

Такой вот арт-урок.
Автор: Lena Skachkova
Понравилась статья? Поделитесь ей в Артхиве и в других соцсетях
Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть    В ОК  
loading...

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP