войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1762
Размер: 250×179 см
Работа в подборках: 13 подборок

Описание картины «Портрет Петра III»

Парадный портрет императора Петра III стал редкой удачей в творчестве Алексея Антропова. И дело здесь не только в успехе карьерном: рокотовский портрет пришедший к власти император по каким-то причинам забраковал, а антроповский принял. Речь идёт об удаче творческой, когда в жёстких, стандартизированных рамках парадного изображения удаётся сохранить человеческую индивидуальность портретируемого.

Сын старшей дочери Петра I Анны, он был наречен при рождении Карлом Петером Ульрихом, появился на свет и провёл детство в Гольштейн-Готторпе, и, являясь внучатым племянником короля Швеции Карла XII, должен был претендовать на шведский престол, именно к этому в процессе воспитания и готовился. Судьба распорядилась иначе: родная тетка, императрица Елизавета Петровна выписала племянника в Россию и определила ему в супруги немку Софью-Фредерику Августу (будущую Екатерину II), происходящую из обожаемой Петром III Пруссии. Брак этот, вопреки прогнозам, оказался, как известно, крайне несчастлив. Петр III был инфантилен, в супружеской спальне предпочитал играть в солдатики, искренне увлекался лишь военной муштрой, обожествлял Пруссию и был предельно непопулярен в народе, который ему предстояло возглавить. Екатерина изумлённо писала о нём: «Как можно 20 лет прожить в России и ненавидеть всё русское?»

Когда Петр III взошёл на престол, он немедленно переехал в едва законченный Зимний дворец – его строила для себя государыня Елизавета Петровна, но пожить там так и не успела. Дворец срочно требовалось украсить портретами нового самодержца. На удивление быстро подсуетился Рокотов, но его портрет император отверг. Тогда Синод порекомендовал для этой работы Антропова. Сам факт может показаться курьёзным: русское православие Петр III не жаловал, стоя в церкви, напоказ громко разговаривал, мог даже засмеяться во время службы или просто развернуться посреди литургии и уйти. Антропов был «надзирателем за живописцами» в Священном Синоде и, очевидно, его работа могла стать чем-то вроде наведения дипломатических мостов между новым императором и Синодом.

Художник был наслышан о странностях августейшего. Кроме того, это должен был быть его первый парадный портрет. Но Антропов справился. Позднее многие считали, что он изобразил карикатуру на императора. Говорили, что это какой-то человек-кузнечик, который стоит, будто приплясывает. Что у него большой живот, маленькая голова и лягушачий рот. Что на его лице написано не величие, а глупое тщеславие. Однако, как ни парадоксально, сам Петр III остался этим своим изображением очень доволен, находил его замечательным и похожим.

Придворная карьера Антропова закончилась так же внезапно, как началась: всего через полгода благоволивший ему Пётр III будет свергнут в результате дворцового переворота своей супругой Екатериной. А она доверит свой коронационный портрет Федору Рокотову – мастеру, несомненно, более значительному, чем Антропов.

Позднее по заказу Троице-Сергиевого монастыря Антропов еще раз напишет портрет Петра III – на сей раз поколенный и парный к портрету императрицы Екатерины II. Однако повторно писать с натуры художнику не довелось: когда он начнёт работу над лаврскими портретами, Пётр III будет уже в могиле: «случайно» ли он был убит братьями Орловым с молчаливого одобрения Екатерины, либо умер от инфаркта вследствие особой дисфунцкции, «маленького сердца» – об этом мы вряд ли узнаем.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии