Работа
«Бабы (подруги)» как нельзя лучше характеризует ранее творчество художника Сергея Виноградова. Рисунки, этюды и картины, изображающие деревенских жителей, он начал создавать еще в студенческие годы, во время каникул, которые он проводил в родном посаде Большие Соли или в гостях у друзей.
В 1890 году Виноградов переехал в Харьков, где ему предложили место преподавателя рисунка в ремесленном училище. В летнее время он часто бывал в деревнях Пархомовка и Натальевка Сумского уезда Харьковской губернии, где располагались имения московского сахарозаводчика и коллекционера Павла Харитоненко. Во время этих поездок художник постоянно писал жанровые картины (
«Обед работников»,
«Дети») и портреты местных жителей, в частности, деревенских женщин в национальной одежде (
«Поденщик»,
«Баба»,
«Крестьянка с граблями»).
Картине «Бабы» предшествовали два этюда — портреты изображенных на ней старушек. Виноградов нашел и написал своих героинь в 1892 году в деревне Пархомовка. Портрет женщины, которая на работе «Бабы» сидит справа, Виноградов перенес
с этюда на большой холст практически без изменений.
Жанровую картину он задумал к выставке передвижников. В январе 1893 года в письме другу Виноградов писал:
«Как приехал сюда (в Харьков), так и сел за старушек… Боюсь не кончить картинки к Передвижной, хотя и двинул вперед сильно уже, а недовольство еще сильно». Работу он вскоре закончил, но на выставку так и не отправил.
Между тем сюжет этой картины — типично передвижнический. На скамье сидят две крестьянки. В лучах закатного солнца мы видим сгорбленные фигуры с печальными глазами — обе женщины погружены в горестные раздумья. Художник акцентирует внимание на натруженных руках старушки слева, на загаре, полученном, без сомнения, во время тяжелой работы. Унылое настроение героинь подчеркивается их запыленной обувью, поношенной одеждой и оттеняется небольшим малиновым узелком, лежащим на скамье. Все это неизменно вызывает у зрителей мысли о непростой судьбе деревенских женщин.
Виноградов помещает своих старушек в центр картины, уравновешивая композицию. Объекты на заднем плане (деревца, белье на веревке, украинская хата), выписанные с использованием множества оттенков, создают глубину пространства. Эффект усиливается за счет смягчения и размытия контуров предметов по мере их удаления от переднего края холста.
Окружающий пейзаж — зеленая трава, чистое голубое небо — контрастирует с печальным настроением старушек. Жизнь, несмотря на все горести, продолжается. Вот и женщина позади энергично развешивает белье.
Холодные голубоватые и теплые золотисто-охристые оттенки умело перекликаются, создавая целостную цветовую гамму. Благодаря умелой передаче световых эффектов пространство на полотне Виноградова наполнено воздухом. В работе «Бабы», которая тематически «вписывается»» в передвижническую традицию, уже прослеживается импрессионистское видение художника.
Автор: Лариса Кузора