Знаменитую английскую красавицу и светскую львицу Джорджиану Кавендиш, герцогиню Девонширскую, Джошуа Рейнолдс писал не однажды. Помимо парадного портрета герцогини у балюстрады, известен её
профильный портрет с маленькой дочкой на коленях, а примерно в 1759-61 гг. Рейнолдс писал ребёнком и саму Джорджиану в сопровождении матери
(«Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой»).
Известность портрета герцогини Девоншинской (его оригинал хранится в галерее Библиотеки Хантингтона, а гравюра 1780 года – в Румянцевском музее) определяется не столько мастерством исполнения, сколько широкой, с привкусом скандальности, популярностью его героини – владелицы литературного салона и предводительницы политической партии вигов.
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской несет на себе все черты аристократической живописи: героиня, одетая в нарядное платье и с парадной причёской, стоит, облокотившись одной рукой на балюстраду, а другой придерживает складки платья. Пейзажный фон и перила лестницы выписаны обобщенно и бегло, поскольку пейзаж и в выбранном жанре, и в творчестве Рейнолдса в целом играет исключительно подчиненную роль. Нельзя сказать, что в этом образе Джорджианы Кавендиш каким-либо особым способом передана её индивидуальность: возможно, лишь в пристальном и немного лукавом взгляде герцогини можно прочесть её политические и личные амбиции.
Семью-восемью годами позже Томас Гейнсборо
также писал герцогиню Девонширскую на фоне абсолютно традиционных для парадного портрета драпировок и колонн, однако сравнение портретов Джорджианы в исполнении Гейнсборо и Рейнолдса работает не в пользу последнего. Знатоки называют творческую манеру Рейнолдса сглаженной и суховатой в противовес свежести взгляда Гейнсборо. Нежелание Рейнолдса при изображении герцогини Девонширской изобретать что-то принципиально новое в колорите, композиции или в методах раскрытия характера также играет не в пользу художника. Среди его чрезвычайно многочисленных парадных портретов мы довольно быстро вычислим образцы с практически идентичной композицией (см., например,
Isabella, Lady Beauchamp) или обнаружим очень похожие по колориту и/или крою платья цвета слоновой кости с оранжево-коричневой отделкой (например, портреты
Mrs Abington,
Lady Sanderlin,
Diana Sackville).
Всё это можно отчасти объяснить несколько «конвейерным» подходом, осуществляемым мастерской Рейнолдса: в иной год под именем художника выходило в свет до сотни картин и, как отмечают исследователи, «Рейнолдс просто задыхался в рамках парадного портрета».
Автор: Анна Вчерашняя