Лессер Ури не любил людей. Гораздо милее его сердцу были шумные столичные улицы, а в особенности – улицы Берлина. Начиная с 1887 года художник окончательно оседает в любимом городе, который и становится главным героем его полотен.
«Унтер-ден-Линден после дождя» – одна из первых картин Лессера, посвященных ему, и одна из наиболее любопытных. И, словно на первом свидании, работая над портретом известнейшего исторического бульвара («Под липами» – так переводится его название с немецкого), художник полностью отдается работе над холстом, используя весь свой талант и доступные средства.
Мал золотник, да дорог
Липовые деревья были высажены на Унтер-ден-Линден в 1647 году по велению Фридриха Вильгельма I, основателя бранденбургско-прусского государства. По тысяче липовых и ореховых саженцев образовали аллею, по которой курфюрст регулярно следовал верхом в охотничьи владения из своего дворца.
Длиной всего около полутора километров, бульвар захватывает ряд крупнейших достопримечательностей немецкой столицы от Бранденбургских ворот, Государственной оперы и заканчивая Берлинским кафедральным собором. К слову, здесь находится посольство Российской Федерации.
Ну а на момент написания картины Лессера Ури бульвар Унтер-ден-Линден был местом проживания знатных горожан со множеством парадных зданий и оживленным пешеходным и колесным движением: начиная от Парижской площади, пересекая городскую реку Шпрее и до самого Дворцового моста.
Создание фирстиля
«Унтер-ден-Линден после дождя» впервые представляет наработки, которые Лессер будет нещадно эксплуатировать и шлифовать практически до конца жизни. Радиальная перспектива станет любимым композиционным решением художника на его «городских» полотнах. Как и использование всевозможных оттенков трех цветов: белого, коричневого и черного (
1,
2).
Даже прием с парой пешеходов на первом плане, взгляд одного из которых направлен на зрителя, мы увидим еще не
раз, не
два, и даже не
три. Но, несмотря на последующий самоплагиат, именно этой, первой картине досталось больше всего внимания художника. Это проявляется как в тщательнейшей проработке деталей, так и филигранной работе маслом.
Лессеру Ури особенно хорошо удаются закатные дождевые тучи, отражающиеся на мокрой поверхности дорожного покрытия. Опять же, этот паттерн будет снова и снова повторяться от картине к картине. Для Ури улицы Берлина во время и после дождя – как кувшинки, стога, Руанский собор с японскими мостами Моне в одном флаконе.
Он пишет их сумрачным
вечером, глубокой
ночью и белым
днем. Промозглой
осенью, серой
зимой и ярким
летом. Маслом, акварелью и пастелью. Но только вот начиная с 1920 года кареты с лошадиными упряжками безвозвратно заменят первые автомобили. И здесь художник обретет новый предмет для бесчисленных экзерсисов – отражение на мокром асфальте автомобильных фар и уличных фонарей (
1,
2).
Красот столицы германской певец
Возвращаясь к нашим липам, стоит также заметить, что «Унтер-ден-Линден после дождя» – один из наиболее светлых по настроению городских ландшафтов Лессера Ури. Не взирая на достаточно темную палитру, ему удается передать атмосферу праздной вечерней суеты.
Куда-то спешат нарядно одетые горожане (отдельного упоминания заслуживают пышные оборки, кокетливо выглядывающие из-под юбки дамы с переднего плана). Вдали скачет через лужи ребенок, а посередине застыла, будто бы озаботившись вниманием художника, уличная собака.
Спустя 32 года Лессер Ури напишет картину с почти идентичным названием –
«Унтер-ден-Линден в дождь», но это уже будет совсем другая история. От поздней работы веет унынием и скукой: согбенные прохожие пытаются укрыться от непогоды, ветер срывает с липовых деревьев последние жалкие листки; у большинства персонажей отсутствует какой-либо намек на лицо.
Но все же привязанность художника к Берлину – возможно, единственная страсть всей его жизни (о теплых отношениях с женщинами или другими представителями человеческого вида ничего не известно) – через год будет особо отмечена во время празднования 60-летия Лессера Ури. Обер-бургомистр (тогдашний аналог должности мэра города) нарек творческое наследие юбиляра «художественным восхвалением столицы империи».
Автор: Наталья Азаренко