Регистрация
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита)
Цугухару
 Фудзита (Леонар Фужита)
Франция 1886−1968
Подписаться25                
Подписаться25                
Биография и информация
 

Цугухару Фудзита (яп. 藤田 嗣治 Фудзита Цугухару, фр. Tsuguharu Fujita, также Léonard Foujita — Леонард Фуджита, также Леонар Фужита; 27 ноября 1886, Токио — 29 января 1968, Цюрих) — мастер живописи и графики, близкий к «парижской школе»; японец по происхождению; один из самых ярких персонажей европейской богемной среды первой четверти ХХ века.

Особенности творчества художника Цугухару Фудзиты: стремление переосмыслить японскую изобразительную традицию сквозь призму западноевропейского реализма; приверженность фигуративности; скупость цветовой палитры, в которой преобладают жемчужные оттенки белого и глубокие землистые тона; синтез живописных и графических средств — каллиграфического мазка, пятна, линии. Фудзита питал особую страсть к изображению женщин, детей, кошек, интерьеров, а также к автопортретированию. Его работы отличаются завуалированным символизмом сюжетов, определенной наивностью изобразительной манеры, плоскостностью объемов и небольшой глубиной пространства. Любопытно, что европейские типажи Фудзита трактовал в соответствии с пониманием красоты, присущим уроженцу Японии — у большинства портретируемых алебастровая кожа, крупные головы, крохотные рты, миниатюрные кисти рук и ступни, миндалевидный разрез глаз.

Среди модернистов первой четверти ХХ века Фудзита стоит особняком.
Если он и принадлежит к этому кругу, то скорее, по совпадению времени, места и взаимных симпатий, но не по методу работы. Краткосрочная, поверхностная увлеченность идеями кубистов, футуристов, сюрреалистов оставила немного заметных следов в его творческом наследии. Настоящим же откровением для сына Страны восходящего солнца стал реалистический поход к художественному отображению действительности — в Японии, столетиями изолированной от остального мира, его не знали. Тем не менее, художник не стремился к слиянию и полному отождествлению себя с западной культурой — впитывая ее ценности, он культивировал собственные уникальные черты и в искусстве, и в повседневности, оставаясь по мироощущению японцем. «Я очень люблю Токио, но возможность вести жизнь иностранца в Париже дает мне необходимую отстраненность, чтобы понять себя», — писал Фудзита.

Известные работы Цугухару Фудзиты: «Автопортрет с кошкой», «В кафе», «Лежащая обнаженная» («Портрет обнаженной Кики»), «Сон», многочисленные ню, портреты, изображения кошек и детей.

Наследник мира из долины глициний
Цугухару — выходец из знатного самурайского рода, его исконная фамилия Фудзита переводится как «поле глициний», а имя — как «наследник мира». Он родился в семье генерала, врача императорской армии Цугуакиры Фудзиты. Мать умерла, когда Цугухару исполнилось всего пять. Способности к рисованию у мальчика проявились в шестилетнем возрасте, а позднее, в школе, он серьезно увлекся живописью. В Токио произошло и знакомство с западным искусством, которое произвело на Цугухару неизгладимое впечатление.

В 1904 году юноша становится студентом Токийской высшей школы изящных искусств. Мечтая побывать в Париже, центре интеллектуальной и культурной жизни, он параллельно приступает к изучению французского языка. В двадцать пять лет, получив диплом и заручившись согласием отца, Цугухару вступает в брак; его избранницей становится студентка той же школы Томико Хиеда. Опережая повествование, заметим, что привычка жениться не покидала Цугухару всю жизнь, и Томико была первой, но далеко не последней его женой.

К молодому мастеру приходит первое признание, его пейзажи благосклонно приняты публикой в токийских выставочных залах, а грядущее сулит блестящие перспективы. Но мысли о поездке в мекку искусств по-прежнему бередят душу Цугухару, и отец идет ему навстречу, соглашаясь оказывать финансовую поддержку при условии, что сын через три года вернется на родину. 8 июня 1913 года Фудзита отправляется в долгое морское путешествие, которое заканчивается в Марселе. Добравшись до Парижа, Цугухару с удовольствием погружается в будоражащий водоворот столичной жизни.

Покоренный Парижем, покоривший Париж…
Едва ли не в первый же день пребывания во французской столице Фудзита очутился в кафе «Ротонда» и «Купол» — излюбленных местах сборищ «дерзких гениев Монпарнаса», в список которых входили Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Хуан Грис, Анри Матисс, Диего Ривера, Гийом Аполлинер, Жан Кокто и многие, многие другие представители творческого авангарда. Ему не потребовалось больших усилий, чтобы войти в этот круг и мгновенно освоиться в нем — экзотическая внешность, забавный акцент и веселый нрав пришлись по вкусу местным завсегдатаям.

Цугухару обосновался на Монпарнасе в доме-колонии Сите-Фальгьер, известном также под названием «Вилла роз». В 1913 году здесь обитал пестрый интернационал: Амедео Модильяни из итальянского Ливорно, скульптор Жак Липшиц, приехавший из Литвы, уроженец беларусского местечка Хаим Сутин. Художники быстро нашли общий язык и стали близкими приятелями. Не в силах выговорить непростое родное имя Цугухару, новые друзья зовут его Леонаром, фамилию тоже переиначивают на французский манер — отныне он для них Фужитá.

Парижский Осенний салон 1913 года приводит Цугухару в трепет и смятение — во что бы то ни стало он тоже должен выставляться в этих залах! Фудзита неистово принимается за работу. Он копирует полотна старых мастеров в Лувре, изучает памятники античности, под влиянием товарищей по кисти «пробует на зуб» кубизм и футуризм, но, недовольный собой, под горячую руку уничтожает почти все сделанное в этот период. Все же молодого художника непреодолимо влечет реалистическое, фигуративное искусство. Работать маслом затратно, а денег в обрез, и отчасти по этой прозаической причине Фудзита с головой уходит в графику, много пишет тушью, акварелью, рисует графитным карандашом.

Тем временем истекает оговоренный трехлетний срок путешествия за три моря — и Фудзита отправляет отцу письмо, в котором извещает его о своем решении остаться во Франции и отказывается от материальной помощи. Официальный развод с Томико уже оформлен. Цугухару скоропалительно женится на даме полусвета Фернанде Барри и нежданно обретает в ее лице деятельного промоутера. Можно считать заслугой Фернанды организацию первой персональной выставки Фудзиты (июнь 1917), на которой было представлено свыше сотни его работ. Наконец художник ощутил настоящий успех, в том числе и материальный. И вот в 1919 году он впервые выставляется в Салоне! Три года спустя Фудзита напишет великолепный портрет лежащей обнаженной Кики, «некоронованной королевы Монпарнаса», эта работа произведет в Салоне настоящий фурор и будет продана в первый же день за баснословные 8 тысяч франков.

В жизни Цугухару начинается новый этап — и появляется новая женщина. Люси Баду обладала столь светлой, сияющий и нежной кожей, что Фудзита нарек ее японским именем Юки, что в переводе означает «снег». Они были самой яркой и стильной четой Парижа, устраивали бесчисленные вечеринки, за ними охотились фоторепортеры. Художник пребывает в зените славы, в 1925 году он получает от Бельгии орден Леопольда и становится кавалером французского Ордена почетного легиона. Супруги предпринимают поездку на родину мужа, посещают Кумамото, Киото и Токио. После возвращения им суждена еще пара лет почти безоблачной жизни, но к 1931 семейный союз разрушается. Люси уходит к Роберу Десносу, журналисту, поэту-сюрреалисту и мистику — они давно дружили втроем, но этот «сюрреалистический треугольник» вынужден был распасться. В этот период в работах Фудзиты появляются символы смерти, тревожные краски. Биографы и исследователи склонны считать, что таким образом проявлялись депрессивные настроения художника и подспудная жажда реванша.

Годы метаний и странствий
В 1931 году Цугухара отправляется в мировое турне, растянувшееся на несколько лет — США, страны Центральной и Южной Америки, Китай, Индокитай, родная Япония. Спутницей в путешествии — и четвертой женой — становится 25-летняя натурщица Мадлен Лекё, она же Мади Дорман, свежее увлечение Фудзиты. Выставки проходят чрезвычайно успешно, в одном только Буэнос-Айресе с творчеством художника познакомилось около 60 тысяч зрителей. Цугухару полон энергии и впечатлений, много работает, пишет путевые заметки, а экспозиции приносят ощутимые материальные плоды. К несчастью, идиллия продолжается недолго: в 1936 в Токио Мадлен покидает возлюбленного, умирая от передозировки кокаина.

Едва художник возвращается в Европу, как начинается вторая мировая. В мае 1940, спасаясь от войны, он едет обратно в Японию, и там — о ирония судьбы самурая по крови, художника по призванию! — попадает на военную службу, где создает монументальные и станковые работы, а также агитплакаты, пропагандирующие японский милитаризм. Причем делает это с немалым воодушевлением. По этой причине от него впоследствии отвернутся многие из сограждан, и к концу послевоенного десятилетия Фудзита вновь покинет родину, на этот раз навсегда. Его сопровождает Кимиё Хориучи, которой сужено стать пятой и последней музой художника.

Добравшись до Франции, Цугухару как будто возвращается к прошлой жизни, к старым друзьям и прежним сюжетам — женщины, кошки, дети… В 1955 году супруги получают французское гражданство. А в 1959 оба присоединяются к католической церкви через обряд крещения, который проходит в Реймсском соборе, и Цугухару принимает в крещении давно привычное имя Леонар.

С 1961 чета Фудзита перебирается в Вилье-ле-Бакль в 30 км от Парижа и наслаждением ведет умиротворенную деревенскую жизнь. Ныне в этом домике XVIII века постройки находится музей художника, открытый для посещения — как и завещано мастером. В 1964−66 гг. Фудзита реализует свою мечту — постройку и оформление часовни в Реймсе, под которую ему специально был выделен участок. Художник участвует в проектировании, а также расписывает интерьеры часовни фресками и украшает витражами. Часовня, названная Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Пресвятой Девы Мира), станет последним пристанищем мэтра, умершего в 1968 году в возрасте 81 года. Рядом с ним в 2009 будет похоронена Кимиё, и теперь это место называют не иначе как «Часовня Фудзиты».

Вплоть до 2008 года Фудзита оставался самым дорогостоящим японским художником. Самые значительные коллекции его работ представлены в собраниях Нью-Йоркского Метрополитен-музея, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, в Реймсском музее изящных искусств, а также в многочисленных музейных экспозициях на родине мастера.

Автор: Лия Городянская

Читать дальше
Работы понравились
Vera Malyshka
Ирина Сердечная
Ирина
+27

Лента
Аукционный дом Bonhams установил мировой рекорд для работ  Леонара Фудзиты – японско-французского художника первой половины XX века. На распродаже творчества импрессионистов и модернистов в Лондоне шедевр «День рождения» ушёл с молотка за 7,1 млн фунтов стерлингов (9,3 млн долларов США). При этом предварительная оценка полотна составляла 900 тыс. – 1,3 млн фунтов стерлингов.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). День рождения
День рождения
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита)
1949, 101.7 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 102 работы
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). В кафе
9
В кафе
1949
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Портрет девочки с кошкой
0
Портрет девочки с кошкой
1956, 63×56 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Автопортрет
5
Автопортрет
1932, 51.4×39.4 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Уличные музыканты
2
Уличные музыканты
1955, 46.4×55.2 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Автопортрет
0
Автопортрет
XX век
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Котенок
0
Котенок
1923, 56×63 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Кошка у стола
5
Кошка у стола
1927, 20×24 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Кошки
0
Кошки
1932, 56×63 см
Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Натюрморт с кошкой
5
Натюрморт с кошкой
1940, 32.1×41 см
Посмотреть 102 работы художника
HELP