Регистрация

Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета

Предложить название
1875, 60.3×46.6 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Черно-золотой ноктюрн. Падающая ракета
Аннотация
В 1877 году Джеймс Уистлер выставил в лондонской галерее Гросвенор картину «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета».

Маслянистая гладь Темзы. Темное небо в желтых оспинах искр. Дым над водой, за которым смутно угадываются очертания Челси. Это зыбкое, сновидческое, выдержанное в ультимативно мрачных тонах полотно, прекрасно характеризует творческий метод Уистлера, который считал, что предназначение живописи – не фиксировать реальность, а передавать впечатления от нее. Он писал не ночной фейерверк в Креморн-Гарденс, а сон о нем. Воспоминание. Чувство – неуловимое и мимолетное, словно траектория гаснущей ракеты. Уистлер верил, что у него есть право на подобный подход. В противном случае он стал бы фотографом, а не художником.

Разумеется, в 1877-м немногие разделяли его взгляды. Особенно разозлила «падающая ракета» Джона Рескина – художника, писателя, историка живописи и весьма авторитетного арт-критика.

Рескин не был ретроградом – он активно поддерживал прерафаэлитов, он открыл современникам Уильяма Тернера. Но и у прогрессивности Рескина были границы.

«Я много слышал о бесстыдстве и самомнении кокни, – писал Рескин в лондонской прессе. – Но не думал, что мне доведется увидеть, как самодовольный скоморох станет требовать двести гиней за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике».

Уистлер не захотел мириться с публичной поркой и подал на Рескина иск за клевету.

Когда адвокат Рескина спросил в суде, сколько времени Уистлер работал над картиной, тот ответил: «Два дня». «И за два дня работы вы хотите получить 200 гиней?!» - «Нет, - парировал Уистлер, - я хочу получить эту плату за знания, которые добывал всю свою жизнь».

Уистлер рассчитывал, что в суде за него вступятся коллеги, но мало кто стал на его сторону – слишком велик и грозен был авторитет Рескина. Не помогло даже то обстоятельство, что сам критик не явился на слушание по причине душевного нездоровья (в эти годы у Рескина участились приступы психических расстройств, и он практически не выходил из дома).

Суд признал Джона Рескина виновным в клевете: в конце концов, Уистлер никого не обливал из горшка с краской, да и кокни из него - уроженца США - получился так себе. Однако вместо требуемых 1000 фунтов Уистлер получил символическую компенсацию в четверть пенса. Судебные издержки практически разорили Джеймса Уистлера, ему пришлось распродавать имущество и объявить себя банкротом. Позднее Джеймс Уистлер включит воспоминания о тяжбе с Рескином в свою книгу с красноречивым названием «Изящное искусство заводить врагов».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Серо-золотой ноктюрн. Вестминстерский мост
  • Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Ноктюрн: синий и золотой - площадь Святого Марка, Венеция
  • Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Моэби-Холл
Уистлер
Собирает Оксана
11 работ • 0 комментариев
  • Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета
  • Алексей Кондратьевич Саврасов. Грачи прилетели
  • Василий Кандинский. Композиция VII
ev
Собирает Evelina Lyudovskich
10 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Ноктюрн: синий и золотой - площадь Святого Марка, Венеция
8
Ноктюрн: синий и золотой - площадь Святого Марка, Венеция
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Моэби-Холл
2
Моэби-Холл
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Серо-золотой ноктюрн. Вестминстерский мост
2
Серо-золотой ноктюрн. Вестминстерский мост
Алексей Кондратьевич Саврасов. Грачи прилетели
6
Грачи прилетели
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP