войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло, Темпера
Материалы: Дерево
Дата создания: 1500
Размер: 71.1×60.5 см
Контент 18+
Работа в подборках: 25 подборок

Описание картины «Се Человек (Ecce Homo)»

Увенчанный терновым венцом Иисус стоит на каменном постаменте дворца Понтия Пилата в окружении прокуратора и его приспешников. Его тело наполовину обнажено и истерзано плетьми, и кровь струится из ран на теле стекает на камни. А внизу беснуется разношерстная толпа, на лицах которой написаны злорадство и жестокость. Собравшиеся скандируют Crucifige eum («Распни его!»). Это требование, исходящее от толпы, написано золотыми готическими буквами. Так же выглядит и реплика Пилата, давшая название картине, Ecce Homo («Се человек»). Третья реплика, записанная золотыми готическими буквами, располагается по диагонали вдоль постамента. Её слова Salve nos Christe redemptor («Спаси нас, Христос-искупитель!») когда-то принадлежали донаторам (заказчикам картины), чьи фигуры по неизвестным причинам были позднее записаны, однако со временем их силуэты вновь проступили в нижней левой части картины Босха.

Ecce Homo, наряду с «Увенчанием терновым венцом», «Несением креста» и др., принадлежит к циклу картин Босха на тему последних дней земной жизни Христа (так называемых «страстей Христовых»). Интересной особенностью композиции Ecce Homo является то, что она четко делится на четыре части, как если бы по центру доски располагался невидимый крест, членящий картину на практически равные четверти. Левый верхний угол отдан подвергшемуся поруганию Христу, Пилату и первосвященникам. В верхнем правом (туда перемещается взгляд зрителя, если движется по часовой стрелке) – отдалённый и безмятежный пейзаж, написанный в розовых и голубых тонах. Архитектурно он напоминает не Иерусалим, а скорее голландский город, современный Босху. Одно из зданий украшено турецким флагом с полумесяцем: очевидно, это намёк на противостояние христианского и мусульманского вероисповеданий, на то, что во времена, когда жил Босх, многие христианские святыни уже были захвачены мусульманами.

В правом нижнем углу плотно расставлены персонажи с гротескными лицами, требующие от Пилата казнить Христа. Интересна попытка Босха визуально передать язычество толпы через чередование достаточно ярких псевдовосточных нарядов и разнообразных, а иногда откровенно странных головных уборов. Среди них есть даже перевёрнутая воронка: в подобные Босх наряжал персонажей разных картин – монаха в «Извлечении камня глупости», демона-птицу в «Искушении святого Антония». Воронка истолковывается как символ коварства, ложной мудрости, чего-то не до конца понятного и зловещего. Жаба на щите у правого края картины – также символ тёмного начала: в алхимии (знакомство с её основами творчество Босха демонстрирует постоянно) жаба – символ серы, запах которой традиционно связывается с приближением дьявола. В каменной нише над головой Пилата (она расположена аккуратно на центральной оси картины) можно видеть еще один босховский символ зла и дьявола – неизменную сову, пожалуй, самую частую гостью на картинах Босха.

Испорченность человеческой природы, греховность человека – и в то же время настоятельная потребность в спасении была не только темой картины Ecce Homo, но и магистральной темой всего творчества Босха.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии