• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Увенчание терновым венцом

Предложить название
1510, 73.8×59 см • Масло, Дерево  • 
Альтернативные названия
  • Коронование терновым венцом
  • Страсти Христовы
  • Возложение тернового венца
Аннотация
В поздний период творчества Иероним Босх всё чаще обращается к теме Страстей – последних дней и крестного пути Иисуса Христа. К таким работам относятся «Несение креста» (известны три варианта – в бельгийском Генте, Мадриде и Вене) и «Увенчание терновым венцом». Рассматриваемая картина Босха представлена в Лондонской национальной галерее, а другая с аналогичным названием и сюжетом, но отличающейся композицией, хранится в Испании, в монастыре Сан-Лоренсо, входящем в комплекс Эскориала (ее осторожно называют произведением мастерской Босха).

На темно-сером фоне, лишённом даже намёка на глубину, с почти геометрической простотой скомпонованы пять фигур: Христос, облаченный в белые одежды, и четверо его мучителей. Один рвёт одежды Спасителя, второй с издевательской ухмылкой прикасается к его руке, третий, в железных перчатках римского воина, возлагает на голову Христа терновый венец, а роль четвёртого остаётся до конца непрояснённой.

Во времена Христа символом царской власти в Римской империи (игравшей по отношению к Иудее роль метрополии) был лавровый венок. Венок из терний был его антиподом, издевательской пародией. Именно поэтому римский воин водружает терновый венец на голову того, кого уверовавшие в Него называли Царём Иудейским. Так римлянин показывает, чего, с его точки зрения, стоит этот «царь».

На примерах мучителей Христа Босх пытается осмыслить природу человека. И его вывод неутешителен: человек оказывается равнодушен и жесток, корыстен и порочен, он ищет унижения другого и жаждет кровавых зрелищ.

Но образы тех, кто окружает на картине Христа, неравнозначны. Они предельно физиологически конкретны и психологически дифференцированы: на лице фарисея в левом нижнем углу написан садистский азарт, римский воин в зелёной чалме излучает тупую суровость, человек в меховой шапке, украшенной дубовыми листьями, демонстрирует подобие сочувствия. Символика листьев дуба и функция орудия в руке этого персонажа неясны, но вот черты его лица напоминают предполагаемые автопортреты Босха – например, в образе Странника с внешних створок триптиха «Воз сена» или «меланхоличного чудовища» из «Сада земных наслаждений». Возможно, таким образом художник иллюстрирует мысль о том, что любой человек (и сам Босх не исключение), в силу своей греховной природы, является мучителем Христа и одновременно одним из тех, за кого Иисус отправляется на крестные муки.

Загадкой для толкователей Босха является и ошейник с шипами. Во времена, когда жил художник, подобные надевали на собак, чтобы защитить их от волков. Есть и в творчестве Босха собака с колючим обручем на шее – она изображена на внешних створках триптиха «Воз сена». Но почему собачий атрибут передан человеку, да еще и имеющему предполагаемые портретные характеристики Босха? Здесь нет однозначного ответа, зато остаётся обширное поле для интерпретаций.

Заслуживает внимания версия о том, что на примере мучителей Христа Босху удается изобразить четыре основных темперамента. Теорию четырех его типов разрабатывали еще в античности, так что исторически это предположение вполне обоснованно. Двое вверху считаются представителями холерического и меланхолического темперамента, а двое внизу, соответственно, – сангвинического и холерического. Христос, в отличие от тех, кто его окружает, изображён лишённым признаков темперамента. Он остаётся бесстрастным и словно бы не замечает своих палачей, устремляя полный смирения взгляд куда-то вне пространства картины.

Интересны поэтика и геометрия «Увенчания терновым венцом», построенного на символике числа «четыре». В естественнонаучной картине мира «четыре» – важнейший опорный пункт: четыре стороны света (север, юг, запад, восток), четыре элемента (вода, земля, огонь, воздух), четыре времени года. Геометрический эквивалент числа «четыре» – квадрат, сакральный эквивалент – крест. В мистическом плане «четыре» означает всемогущество, всеохватность, власть над пространством и временем. Не случайно так часто число «четыре» встречается в Библии: 4 реки в Раю, 4 величайших пророка Ветхого Завета (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), 4 символических животных несут ковчег Завета в видении Иезекииля, Евангелий – тоже четыре. Вот почему «четыре» в картине Босха может означать «все»: все без исключения виновны в смерти Спасителя на кресте, и, тем не менее, все имеют шанс на прощение и спасение.

Некоторые специалисты ставят авторство картины под сомнение.

Известно, что в XIX веке «Увенчание терновым венцом» принадлежало Холлингворту Мэниаку (Hollingworth Magniac), крупному британскому коммерсанту и обладателю большой коллекции средневековой живописи. В 1868 картина перешла к его наследнику Чарльзу, а после его смерти в 1892-м году была куплена на аукционе Christie`s Робертом Крошe (Robert Crawshay) и перевезена в Италию. В 1932 году картину приобрели представители Национальной галереи (Лондон).

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Северное Возрождение, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иероним Босх. Несение креста
  • Иероним Босх. Святой Иоанн Креститель в пустыне
  • Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
Библейские сюжеты
Собирает Luda Lu
5 работ • 0 комментариев
  • Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
  • Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
Страсти Христовы
Собирает Ирина Олих
59 работ • 0 комментариев
  • Иероним Босх. Воз сена
  • Иероним Босх. Страшный суд
  • Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Рука Босха
27 работ • 0 комментариев
  • Иероним Босх. Несение креста
  • Иероним Босх. Несение Креста
  • Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха. Странник
На заметочку.Ван Акен.
Собирает Ксения Перец
10 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
6
Увенчание терновым венцом
Иероним Босх
XVI век, 157×194 см
Иероним Босх. Святой Иоанн Креститель в пустыне
2
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Иероним Босх
1489, 48.5×40.5 см
Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
0
Мертвый Христос с двумя ангелами
Эдуар Мане
1864, 179.4×149.9 см
Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
0
Мертвый Христос поддерживается ангелом
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон