войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Артемизия
Джентилески

Италия • 1593−1653

Биография и информация

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим – ок. 1653, Неаполь) – итальянская художница эпохи барокко, дочь живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.

Особенности творчества Артемизии Джентилески. Живописная манера Артемизии испытала не столько влияние отца Орацио Джентилески, сколько всеобъемлющее воздействие Караваджо, проявляющееся и стилистически, и тематически. Её живопись сочетает яркие драматические эффекты, выразительные светотеневые контрасты, насыщенные тона. В силу личных обстоятельств (Артемизия пережила позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием), главной темой творчества Джентилески становится женская способность отстаивать собственное достоинство. Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги называл её «единственной женщиной в Италии, которая знала что-либо о живописи». Лонги утверждал, что из 57-ми известных картин Джентилески, как минимум, 49 изображают женщин, подобных или даже равных мужчинам.

Известные картины Артемизии Джентилески: «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», «Сусанна и старцы», «Автопортрет в виде аллегории живописи», «Лукреция»«Клеопатра»

Почему итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески стала иконой современных феминисток? Какие нормы женского поведения, бытовавшие в эпоху позднего Возрождения, она нарушила? Как Артемизии удалось стать первой женщиной, принятой во Флорентийскую Академию художеств? И отчего на её картинах так много насилия? Ее реальная биография драматичнее любого романа.

Артемизия Джентилески родилась в семье известного в Риме 30-летнего художника Орацио Джентилески и его 18-летней жены Пруденции. У них были и сыновья: двое умерли в младенчестве, двое других выросли и тоже пытались рисовать, но до одарённости Артемизии им было далеко. Девочке исполнилось 12, когда её мать умерла, не пережив очередные роды. Орацио вскоре нашел жене замену, а Артемизию стал учить азам мастерства художника: на сыновей надежды было мало, зато дочь отличалась неуёмным трудолюбием и не по годам твёрдой рукой, её рисунок был просто превосходен по точности.

Нужно понимать, что Орацио не мог обучить Артемизию всему – даже тому, что знал сам. Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело – за это вполне можно было угодить в тюрьму. Орацио не мог дать дочери достаточных знаний по очень простой причине. Ему и в голову не приходило готовить Артемизию для самостоятельной карьеры художницы – он просто растил себе помощницу для работы над крупными заказами.

Орацио был знаком с Караваджо. И он хорошо понимал, как важно для получения заказов придерживаться моды. Но самое большее, чему он смог научить Артемизию, – это караваджиевской светотени. Грубый реализм Караваджо был уже чересчур: Орацио Джентилески тяготел к образам более идиллическим и смягченным.
Однако юная Артемизия, этот сгусток ума и энергии, понимала, что ей нужно большее. Нужны, например, знания о законах передачи пространства, о перспективе. И нужен тот, кто мог бы её всему этому научить.

Вскоре такой человек нашёлся. Флорентийский художник Агостино Тасси, имевший «выходы» на Шипионе Боргезе и даже Папу Павла V, приехал в Рим для работы. «Вечный город» переживал один из периодов подъема, папство сумело привлечь гигансткие средства для строительства новых дворцов и церковных комплексов. Орацио Джентилески понимал, что сам он никогда бы не получил таких выгодных заказов, потому быстро сошёлся с Тасси и согласился работать вместе с ним «на вторых ролях» на росписях дворца Роспильози.

Дальнейшее широко известно, хотя и неверно истолковано. Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Тасси, который её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся).

Но на самом деле эта история далека от однозначности. Да, Артемизия Джентилески подверглась поруганию. Но потом целый год она делила ложе со своим насильником и признавалась на суде, что испытывала к нему симпатию. И, разумеется, Артемизия не могла быть инициатором суда: во-первых, у неё не было таких прав, во-вторых, в её интересах было скрыть свой позор и, веря обещаниям Тасси, она продолжала надеяться, что он женится на ней.

В суд подал её отец, Орацио Джентилески. В те времена изнасилование девственницы рассматривалось как поругание чести семьи. Весь Рим судачил о связи Артемизии и Агостино. Это был позор всего рода Джентилески – с таким «пиаром» Орацио просто не смог бы делать дальше успешную карьеру. Но, по итальянским законам XVII века, всё можно было исправить, принудив насильника жениться на своей жертве. В ходе долгих и грязных разбирательств выяснилось, что Тасси, во-первых, уже женат, а во-вторых, неоднократно обвинялся в изнасилованиях, так что стать мужем Артемизии Джентилески он не смог бы, даже если бы рвался.

Для Артемизии это было двойное предательство: во-первых, отец поставил свою карьеру выше её счастья. Во-вторых, Тасси не только принудил её к сожительству, но и подло одурачил. В 1612 году, в перерывах между судебными заседаниями, она напишет свою знаковую вещь – картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это будет подражание одноименной картине Караваджо, но написанное с гораздо большей экспрессией и едва ли не с большим мастерством. Юдифь, хладнокровно отрезающую голову, точно ломоть от буханки хлеба, Джентилески рисовала с себя. Олоферна – со своего любовника Агостино Тасси.

Артемизия много раз будет повторять этот сюжет (1, 2), изживая болезненные переживания. Насилие над женщиной станет темой и других её картин («Сусанна и старцы» - 1, 2). А неизбежным продолжением этой темы сделается насилие ответное – кровавая и страшная женская месть («Иаиль и Сисара»).

Всего через месяц после завершения суда Артемизия вышла замуж за человека по имени Пьерантони Стиаттези – одни называют его художником, другие помощником адвоката в суде. Факт в том, что вместе с мужем Артемизия, порвав с семьёй, сразу же уехала во Флоренцию, чтобы начать жизнь с чистого листа.

Флоренция была центром наук и искусств: даже Рим по сравнению с ней воспринимался провинцией, и Артемизия Джентилески, одна из умнейших женщин своего времени, понимала, что здесь она сможет многому научиться и многого достичь. К 1617 году она уже имеет довольно прочное положение: ей покровительствует всесильный Козимо Медичи, она приятельствует с влиятельнейшей Кристиной Лотарингской, принимает участие в светской жизни, дружит и переписывается с Галилеем и, разумеется, работает. Очень много работает.

«Сделать себе имя» женщинам-художницам в XVII веке было почти нереально. К ним относились с предубеждением. Достаточно сказать, что Артемизия не имела права самостоятельно не только подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. Всё это делал для неё муж, ставший распорядителем её дел. Крупных заказов на росписи общественно значимых объектов женщины тоже не получали: им оставалось довольствоваться частными предложениями, писать портреты и натюрморты.

Однако Артемизия изначально осознавала себя как исторического живописца. Её талант никогда не был по-женски камерным. Это была по-настоящему эпическая манера письма, мощная и уверенная. Безусловно, такая сильная личность, как Артемизия Джентилески, страдала от ограничений, накладываемых её полом. Это стесняло и творчески, и финансово. Она была вправе претендовать на большее. И она победила: когда Артемизия официально стала членом Флорентийской Академии живописи, она юридически сравнялась в правах с мужчинами.

Её жизнь была очень насыщенной. Артемизия интересовалась литературой, наукой, театром. По-видимому, она сама музицировала – на одном из автопортретов она изображена с лютней. Пишет Джентилески день и ночь, к тому же она постоянно беременна: вскоре у них с мужем было уже четверо детей. Но и долги растут. Частные заказы всё время повторяются, это выматывает, но не приносит удовлетворения и достаточных средств.

В 1619-м умирает покровитель Артемизии Козимо Медичи. В течение ближайших лет она теряет двоих детей и понимает, что больше не видит смысла оставаться во Флоренции. Артемизия Джентилески возвращается в Рим. Отец и братья приняли её холодно. Но это уже не имело большого значения. Артемизия вернулась не как опозоренная беглянка. Она вернулась как знаменитый художник. И Рим положил славу к её ногам. Её признали, с ней считались. У неё появился богатый и красивый дом. Она победила!

Вскоре брак Артемизии дал трещину: муж больше не мог оставаться в её тени. Артемизия была слишком занята, чтобы посвящать ему время, и он стал искать утешения на стороне. Расстались они вполне полюбовно. Так Артемизия Джентилески смогла позволить себе то, чего не мог никто из женщин до неё, – рассчитывать на общественное признание, будучи не замужем, зарабатывать на жизнь своим собственным трудом.

Её клиентами становятся европейские князья и принцы, король Людовик XIII и королева Мария Медичи, герцог Баварии обещает осыпать её золотом, если Артемизия приедете в Мюнхен, английский король Карл I зовёт её в Лондон.

Артемизия Джентилески пишет в основном женщин. Натурой для них часто служит её собственное тело. Это всегда очень сильные, доминантные женщины, управляющие собственной судьбой. Такие, как Клеопатра (1, 2). Или римская героиня Лукреция. Или сама Артемизия.

В 1629-м году 36-летняя Артемизия опять круто меняет свою жизнь. Как только что-то переставало её удовлетворять, она с завидным мужеством решалась на перемены. На этот раз она едет в Неаполь, где был самый динамичный художественный рынок. Неаполь в те времена – испанская колония, а испанский король – величайший в Европе коллекционер. Его наместники в Неаполе скупали всё мало-мальски ценное. Артемизия приехала в город как звезда, как мэтр. Она основала здесь свою собственную художественную школу, не побоявшись диких неаполитанских нравов. Художники Неаполя не признавали честной конкуренции: они могли отравить соперницу или подлить в её краски кислоту. Артемизия даже обращалась к нунцию за разрешением, чтобы её слуга мог всегда носить оружие. Фактически, у неё первой из художниц появился телохранитель.

В Неаполе Артемизия выдаёт замуж свою старшую дочь. Но у неё подрастает и младшая дочка, отец которой неизвестен. Ясно, что девочка – незаконнорожденная. Таких детей в XVII веке принято отдавать в приют, но Артемизия Джентилески воспитывает её сама, в который раз бросая обществу вызов и не боясь его осуждения.

Общество платило ей тем, что упорно не желало признавать: Артемизия Джентилески – не менее крупный художник, чем её современники-мужчины. Ей всё так же тяжело финансово, а она мечтает скопить достаточное приданое и для своей младшей девочки. Устав бороться с обстоятельствами, Артемизия принимает предложение о работе в Британии.

Именно там, при дворе Карла I, она спустя много лет встретилась со своим отцом. Перебравшийся в Лондон Орацио Джентилески получил заказ на роспись потолка во дворце королевы Генриетты-Марии в Гринвиче. Но он слишком дряхл, чтобы справиться с таким колоссальным объемом работы, и дочь, забыв былые обиды, приходит ему на помощь. Их работы, где доля участия Артемизии была несравненно больше, подписаны «Орацио и Артемизия Джентилески». И это демонстрирует не только благодарность дочери, но и её способность к прощению – то, на что способны только сильные личности.

Через 2 года отец скоропостижно скончался, а Артемизия вернулась в Неаполь. Её последнее десятилетие полно лишений и непрестанной работы. О том, что Артемизия не имела признания, которого заслуживала, говорит простой факт: дата и причина её смерти не известны. Предполается, что она погибла во время эпидемии чумы в 1653 году, но это неточно. Её настоящая слава пришла к ней в ХХ веке. Сейчас именем Артемизии Джентилески называют феминистсткие организции и женские отели, о ней пишут романы и снимают кино. Артемизия вдохновляет женщин не только своим творчеством, но и самой своей жизнью.

Автор: Анна Вчерашняя