Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
1890-е , 75×75 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Беседка
  • The White Bridge

Описание картины «Белый мост»

Художник Джон Генри Твахтман восхищался творчеством Клода Моне. Подобно своему кумиру, он принимает решение обосноваться в сельской местности. И, по следам Моне с его стогами сена, начиная с 1895 года Твахтман как минимум пять раз пишет маленький пешеходный мостик через ручей Хорснек, что протекает через его ферму в Коннектикуте. Как и Моне, он практикуется в изображении избранного объекта в разное время года и суток, с разнообразных ракурсов и различной степенью освещенности (1, 2).

Конечно, в первую очередь на ум приходит серия японских мостиков Моне, но над ними мэтр начал работать несколько позже. А в 1893 году картины художника Твахтмана были включены в экспозицию Галереи американского искусства, в которой, помимо прочих, были и работы Моне. Так что с точки зрения хронологии шансы на то, что американец мог вдохновиться на свою серию именно стогами француза, а не мостами, самый первый из которых датируется 1896 годом, велики.

Чувство и чувствительность

Довольно сложно проследить последовательность создания цикла и эволюцию манеры художника. Он почти никогда не датировал работы и часто давал им одинаковые названия (в данном случае это всякий раз был «Белый мост» и лишь единожды – «Мостик»). Считается, что все они написаны в течение последней пятилетки 19 века. Несмотря на то, что на всех полотнах серии очевидно запечатлена одна и та же конструкция, форма моста все же немного разнится. Твахтман видит его то абсолютно ровным, как на этом примере, то дугообразным.

Особенность его подхода заключалась в том, что, в отличие от Моне, который исследовал техническую сторону игры света и воздуха, наблюдал, как изменяется объект в зависимости от условий освещенности и погоды (как в случае с пресловутыми стогами и видами на Руанский собор), Твахтмана интересовал прежде всего субъективный взгляд на глубоко личные для него вещи. Именно поэтому довольно часто он выбирает для своих пейзажей не особо-то и зрелищные, но персонально значимые виды.

Это парадоксальным образом подкупило тогдашних американских критиков, которые порицали импрессионизм даже не за бойкотирование стандартов классической живописи, но за отказ от социального и духовного аспектов в пользу мимолетного, сиюминутного впечатления. Поэтому избыточная сентиментальность и эмоциональная привязанность художника Твахтмана к своей земле и ее ландшафтам вызвали тогда симпатии современных ему противников импрессионистских методов.

Предтеча Инстаграма

Появление фотографии освободило живопись от возложенной на нее функции реалистичного изображения действительности. Теперь художники могли позволить себе не только писать предметы и сцены так, как они их видели, но и позаимствовать у фотографов пару приемов. Таких как кадрирование, например. Это позволяло импрессионистам подгонять композицию под свои задачи, ведь для них было критично схватывать мимолетные колебания в движении и освещении.

Кажется, Твахтман написал больше квадратных картин, чем кто-либо другой. Даже несмотря на то, что это его художественное решение подхватили и поддержали такие европейские современники, как Густав Климт (см. его квадратные пейзажи) и некоторые из молодого поколения американских почитателей Твахтмана вроде художника Марсдена Хартли.

По следам французских собратьев-импрессионистов Твахтман черпал вдохновение в искусстве японской гравюры, и в радиальной композиции – в частности. Архитектоника почти всех версий «Белого моста» опирается на этот принцип: из центра квадратного «кадра» во все стороны расходятся ключевые элементы, разделяя его на диагонали. Будь то ветви дерева, береговые линии ручья, плоскость самого мостика или его отражения в воде – расширяясь, они одновременно создают впечатление сжатого, концентрированного пространства.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Джон Генри Твахтман. Старая «Холи хауз»
  • Джон Генри Твахтман. Маленький мост
  • Джон Генри Твахтман. Дорога
Джон Генри Твахтман
Собирает Olga Klimacheva
32 работы • 0 комментариев
  • Джон Генри Твахтман. Венецианская сцена
  • Джон Генри Твахтман. Маленький мост
  • Джон Генри Твахтман. Ручей
Импрессер трахтнберг
Собирает Максим Цапля
39 работ • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)
  • Тамара Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне)
  • Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти
Meine
Собирает Sasha Paleva
37 работ • 0 комментариев
  • Уильям Меррит Чейз. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер
  • Эдгар Дега. Расчесывание волос (Прическа)
  • Жан-Франсуа Рафаэлли. Завсегдатаи кафе
Импрессионисты и вокруг них
345 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Гармония в коралловом и голубом: Милли Финч
0
Гармония в коралловом и голубом: Милли Финч
Мэри Кассат. Летнее время
1
Летнее время
Мэри Кассат
1894, 100.6×81.3 см
Роберт Рафаилович Фальк. Лиза на солнце
1
Лиза на солнце
Август Маке. Красный дом в парке
1
Красный дом в парке
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP