Регистрация

Старый гитарист

Предложить название
1904, 123×83 см • Масло, Дерево  • 
Альтернативные названия
  • Слепой гитарист
Аннотация
В 1898 году Пикассо распрощался с окончательно наскучившей ему Королевской академией изящных искусств и вернулся из Мадрида в Барселону. Вот где была настоящая жизнь! Творческая свобода, первые персональные выставки в знаменитом кафе «Четыре кота» и друзья-единомышленники, вместе с которыми можно было как обсуждать искусство, так и отправиться в загул по борделям. Самым близким из них стал ровесник Пикассо, художник Карлос Касагемас. Они были практически неразлучны, и Пабло всеми силами поддерживал друга, страдавшего от неразделенной любви. Но закончилось все трагически: Карлос попытался застрелить девушку, которая не отвечала ему взаимностью, после чего покончил с собой.

После этого печального события в творчестве Пикассо начинается пронизанный тоской «голубой период». Художник до конца своих дней винил себя в смерти друга и считал, что мог предотвратить самоубийство Касагемаса. В 1901 году он пишет подряд несколько картин, изображая Карлоса в гробу (1, 2), но искусствоведы находят похожие черты лица и у героев более поздних картин Пикассо. Как бы там ни было, смерть друга повлияла на художника так сильно, что он спасался только работой, выплескивая на холст депрессию и отчаяние. Практически все полотна «голубого периода» несут на себе этот незримый отпечаток смерти. Не стала исключением и картина Пикассо «Старый гитарист».

При первом взгляде на эту работу создается впечатление, что слепой музыкант запечатлен в тот момент, когда он тихо испустил дух, не успев доиграть песню до конца. Он похож на привидение, почти сливающееся с фоном, его неестественно согнутая фигура надломлена то ли агонией смерти, то ли агонией тоски. Сумрачная цветовая гамма только усиливает этот эффект. Живой на этом полотне кажется только гитара: зритель почти слышит пронзительные, выворачивающие душу наизнанку аккорды. Примечательно то, что за «Старым гитаристом» под слоем краски проступает призрачное женское лицо. В тот период Пикассо не всегда мог найти деньги на новый холст, поэтому был вынужден писать одну картину поверх другой.

В 1937 году американский поэт Уоллес Стивенс написал поэму «Человек с голубой гитарой», которая считается посвящением «Старому гитаристу». В стихотворном диалоге между музыкантом и его слушателями Уоллес облекает в слова убеждение Пикассо в том, что искусство – это ложь, которая помогает нам увидеть правду.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Постимпрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Тамара Лемпицка. Женщина с мандолиной (La Musicienne)
  • Валантен де Булонь. Концерт для четырёх персонажей и пьяницы
  • Жорж де Латур. Драка музыкантов
О музыке
Собирает сергей ледяев
130 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Меланхоличная женщина
  • Пабло Пикассо. Портрет Себастьяна Видала с женщиной
  • Пабло Пикассо. Обнажённая со скрещенными ногами
"Голубой период" Пикассо, 1901-1904
Собирает Ирина Олих
34 работы • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Любительница абсента
  • Пабло Пикассо. Женщина с шиньоном
  • Пабло Пикассо. Портрет Ольги
Пикассо
Собирает Pavel
148 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Жизнь
  • Пабло Пикассо. Семья акробата с обезьяной
  • Пабло Пикассо. Женщина в голубом
Нравится
Собирает Полина Коврига
12 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пабло Пикассо. Портрет Себастьяна Видала с женщиной
1
Портрет Себастьяна Видала с женщиной
Пабло Пикассо
1903, 126×94 см
Пабло Пикассо. Любительница абсента
19
Любительница абсента
Пабло Пикассо
1901, 73×54 см
Пабло Пикассо. Женщина с шиньоном
3
Женщина с шиньоном
Пабло Пикассо
1901, 68.6×47.6 см
Пабло Пикассо. Портрет Ольги
5
Портрет Ольги
Пабло Пикассо
1923, 130×97 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP