войти
опубликовать

Владимир
Александрович Беклемишев

Россия • 1861−1920

Биография и информация

--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---

1861, Екатеринославская губ. — 1919, Новоржев, Псковская губ.

Начальное художественное образование В. А. Беклемишев получил в Харькове, где он посещал студию художника Е. Е. Шрейдера и учился в Рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой. В 1878 г. Беклемишев стал вольнослушателем, а через год учеником скульптурного отделения Петербургской АХ. Занимаясь под руководством профессоров А. Р. фон Бока и Н. А. Лаверецкого, юноша успешно поднимался по ступеням профессиональной школы. В 1883-85 гг. он уже имеет три малые и одну большую серебряные медали. В 1886 г. за академическую программу "Каин, мучимый совестью после убийства брата" Беклемишев был награжден малой золотой медалью, в 1887 г. - за барельеф "Положение во гроб" был удостоен большой золотой медали. По окончании АХ Беклемишев получил звание классного художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство. В 1888 г., посетив Париж, Беклемишен обосновался в Риме, где работал до 1891 г. Наиболее известным произведением итальянского периода стал выполненный в мраморе бюст "Христианка первых веков" (1891). В то же время появились и портретные работы Беклемишева, одни из которых продолжали традиции салонного академизма учителей - фон Бока и Лаверецкого (два "Мальчика", 1890), другие свидетельствовали о несомненном реалистическом даровании скульптора, его умении серьезно и вдумчиво наблюдать натуру ("Портрет Милютиной (?)", 1891). Эта своеобразная противоречивость творчества в какой-то степени сохранится и в дальнейшем. Не случайно обвиняемая в рутине АХ будет называть Беклемишева в числе ведущих мастеров, а оппозиционно настроенная критика, в свою очередь, не раз отметит достоинства его произведений. Вернувшись на родину, Беклемишев показал итальянские работы на выставке 1892 г. и был удостоен за них звания академика. Всеобщее внимание привлекла небольшая бронзовая статуя "Как хороши, как свежи были розы" (1892), сделанная по мотивам стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Литературная повествовательность с оттенком сентиментализма была характерной тенденцией в изобразительном искусстве тех лет. Созданное в том же ключе произведение Беклемишева неоднократно повторялось в различных материалах (вариант в мраморе 1896 г.). В 1894 г., который в истории русской художественной школы был отмечен во многом прогрессивной реформой АХ, Беклемишев становится профессором-руководителем скульптурной мастерской Высшего художественного училища при АХ. Вместе с И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, А. И. Куинджи он входит в Совет профессоров, активная педагогическая деятельность в течение всех последующих лет является важной частью его жизни. С искренней теплотой вспоминали Беклемишева даже самые строптивые ученики, отрицавшие, в поисках собственного пути, косность академических доктрин. По словам С. Т. Конёнкова, "добропорядочный, аккуратный, вежливый" Беклемишев "был воплощением старой Академии", однако "интересы искусства он ставил выше личных отношений". "Я не могу забыть, - пишет Конёнков, - как внимательно и чутко относился Беклемишев к моему творчеству, когда я вышел из стен Академии. Он посещал все мои московские выставки, а когда в 1916 году я был избран академиком, Беклемишев приехал из Петрограда в Москву, чтобы лично горячо и искренно меня поздравить". Немало примечательного сообщала в своих письмах родным А. С. Голубкина, пришедшая в Высшее художественное училище в 1894 г. Для нее Беклемишев не только "замечательно добрый и хороший человек", но и "очень крупный художник". И хотя ее "душа протестует" против мистицизма знаменитой в свое время статуи Беклемишева "Святая Варвара-великомученица" (1894), Голубкина замечает: "Только в одном я с ним согласна, что он вводит в скульптуру психологию. А раньше этого почти не видать было. Уж тут я смотрела, смотрела, слушала, слушала, удивлялась без конца..." Преподавание не препятствовало плодотворной творческой деятельности скульптора в области станковой, мемориальной и монументальной пластики. В 1900 г. он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В музеях Москвы, Петербурга и других городов России хранится немало произведений Беклемишева. В числе лучших прежде всего следует назвать жанровую композицию "Деревенская любовь" (1896), которую одобрительно приветствовал В. В. Стасов и сразу же приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В большом ряду скульптурных портретов, созданных Беклемишевым, бюсты видных деятелей русской науки и культуры - физика Н. Н. Бекетова (1894), художников А. А. Риццони (1902) и В. Е. Маковского (1906), музыкантов М. Н. Беляева (1903), В. И. Софонова(1910)и др. Среди многочисленных портретных статуэток, мастерски выполненных с натуры, особой пластической выразительностью отличается изображение сидящего в кресле актера В. Н. Давыдова (1916). Беклемишев довольно часто представлял свои проекты в конкурсах на монументальные произведения. Из них были осуществлены памятники А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране (1904), Ермаку в Новочеркасске (1904), С. П. Боткину в Петербурге (1908). В 1897 г. в Петербургской консерватории была установлена большая мраморная статуя П. И. Чайковского, высекавшаяся в Италии по модели Беклемишева. Бронзовый отлив другой значительной работы мастера - мраморного бюста А. И. Куинджи (1913) - был поставлен в 1914 г. на надгробии художника в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.