Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест

Шубка. Портрет Елены Фоурман

Предложить название
1638, 176×83 см • Масло, Дерево

Описание картины «Шубка. Портрет Елены Фоурман»

В 2015 году в Музее истории искусств в Вене прошла выставка, на которой демонстрировался только один портрет – «Шубка» Питера Пауля Рубенса. Картину просветили рентгеновскими лучами и увидели совсем другой фон, который позднее был переписан самим художником. Но картина достойна отдельной выставки, даже если бы пытливые ученые не нашли в ней никаких секретов, кроме очевидного – это работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника.

Елене Фоурман было 16, когда она вышла замуж за 53-летнего Рубенса, дипломата, дворянина одновременно испанского и фламандского, самого знаменитого художника страны. Она была дочерью торговца коврами и шпалерами, кроме нее в семье было еще 10 детей, за ней не давали большого приданого, но она была молода и прекрасна. В богинях, грациях и нимфах Рубенс до сих пор только предсказывал себе образ Елены, наделяя всех этих мифических женщин ее еще не встреченными чертами. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее.

Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. В его ню нет пошлости и вызова, его женщины сияют светом тонкой кожи, через которую светятся синеватые вены. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизни.

Рубенс был влюблен без памяти, он так спешил жениться, что послал эрцгерцогине Изабелле запрос провести обряд венчания в католический пост. Питер Пауль напишет другу: «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе; но я испугался обычной для знати дурной черты – гордости, в особенности сильной у женского пола. Я хотел иметь жену, которая не краснела бы, видя, что я берусь за кисти». Он не просто отказывается искать счастья при дворе, он уйдет оттуда навсегда – пользуясь своей необъяснимой способностью оставаться любимчиком королей, выдвигая им собственные условия жизни и работы. Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты.

«Шубка» - самый интимный и игривый, Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене. Сначала он пишет поясной портрет, в котором отвешивает поклон в сторону тициановской «Девушки в меховой накидке». Потом добавляет к основной доске еще одну – и доставляет сам себе счастье написать Елену в полный рост.

Елена Фоурман была признанной красавицей, а Рубенс слишком образованным и мудрым мужем, чтобы запереть молодую жену в стенах загородного дома. Он пишет ее щедро и настойчиво: в образе Венеры в полотне «Суд Париса», в образе Вирсавии и одной из «Трех граций». Он без малейших сомнений спорит с заказчиком, между прочим, королем Испании, когда тому вдруг покажется слишком вызывающей нагота богинь в «Суде Париса». Рубенс уверен – это самое лучшее, что есть в его картине. Как и Елена Фоурман – лучшее, что есть в его жизни.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Питер Пауль Рубенс. Автопортрет
  • Питер Пауль Рубенс. Сын Рубенса Николаус
  • Питер Пауль Рубенс. Вакханалия
Рубенс
Собирает Maria Stepanova
33 работы • 0 комментариев
  • Альфонс Муха. Топаз. Серия Драгоценные камни
  • Кес Ван Донген. Женщина в черной шляпе
  • Гюстав Моро. Галатея (фрагмент)
Женщины
Собирает Анна Травина
102 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Питер Пауль Рубенс. Сын Рубенса Николаус
0
Сын Рубенса Николаус
Питер Пауль Рубенс
1621, 25.2×20.2 см
Питер Пауль Рубенс. Вакханалия
3
Вакханалия
Кес Ван Донген. Женщина в черной шляпе
5
Женщина в черной шляпе
Альфонс Муха. Топаз. Серия Драгоценные камни
8
Топаз. Серия Драгоценные камни
Альфонс Муха
1900, 67.2×30 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP