войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Выставка одного портрета, или что скрывается под «Шубкой» Рубенса

Вооружившись новейшими технологиями, исследователи творчества старых мастеров делают изумительные открытия. Очередные сюрпризы реставраторам преподнёс знаменитый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Рубенса, на котором изображена вторая жена художника Елена Фоурмент (Helena Fourment, 1614 — 1673). Оказалось, что самое интересное заключено не в модели, а позади неё.
Выставка одного портрета, или что скрывается под «Шубкой» Рубенса
Сам Рубенс и его домашние называли эту картину «Шубка». Сейчас выдающееся произведение нидерландской портретной живописи 17-го века стало центром выставки «Точка зрения № 13» в Музее истории искусств в Вене.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«Шубка» подвергся анализу накануне выставки «Личная жизнь Рубенса: мастер изображает семью», которая проходила в марте — июне в Доме-музее Рубенса. Учёным удалось увидеть то, что скрывает верхний слой краски.
Сейчас на картине перед нами предстаёт обнажённая Елена в полный рост, в шубе, свободно накинутой на


Сейчас на картине перед нами предстаёт обнажённая Елена в полный рост, в шубе, свободно накинутой на плечи. Она стоит на красном ковре, позади — тёмный фон. Но если присмотреться, справа можно увидеть львиную маску, из пасти которой бьёт струя воды. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах. И тут возникает вопрос: а где же, собственно, Рубенс нашёл молодой жене место для позирования?

Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Наверху находится puer mingens — небольшая каменная фигурка кудрявого мальчика, задравшего рубашку, чтобы помочиться. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу… на открытом воздухе.

Вдохновить Рубенса могли классическая статуэтка, которую он видел и зарисовывал в Риме (сейчас она находится в Лувре), и идея, почерпнутая из одной работы Тициана.
В эпоху Ренессанса писающий мальчик символизировал плодородие и сексуальность. А Елена Фоурмент была, несомненно, плодовитой женщиной: за десять лет брака с Рубенсом она родила ему пятерых детей (и шестого — своему второму мужу, Яну-Баптисту ван Брукховену, за которого вышла после смерти художника).
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$160
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$349
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$120
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$249
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$349
Оригинал
Впрочем, то ли Рубенс решил, что фонтан отвлекает слишком много внимания от прелестей его жены, то ли нашёл отсылку слишком грубой, — но по какой-то причине впоследствии он перекрасил фон в естественный тёмный цвет, а чашу фонтана заменил на ковёр и красную подушку.

Но и это ещё не всё. Анализ дубовой панели, на которой написан портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, показал, что сначала Рубенс изобразил фигуру лишь до половины. Вероятно, он ссылался на «Девушку в шубке» Тициана, которую копировал в коллекции английского короля Карла I, будучи в Лондоне. Сейчас произведение Тициана находится в Музее истории искусств в Вене, и во время «Точки зрения № 13» оба шедевра вывешены рядом.
Рубенс создал этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Елены для собственного удовольствия — и это позволило ему дать волю своей фантазии. Он удлинил дубовую панель и сделал картину такой, какой мы видим её сегодня. Почему на Елене нет ничего, кроме шубы, собирается ли она натянуть её на плечи или позволить свободно скользнуть на пол — на все эти вопросы зритель может ответить самостоятельно.
Рекомендуемые выставки и показы
В 2012 году Музей истории искусств в Вене начал серию выставок под общим названием «Точка зрения». Каждая из них демонстрирует один исключительный шедевр из коллекции. Это либо редко выставляемое произведение, либо картина, на которой исследователи обнаруживают новые интересные аспекты, и посетителей приглашают ознакомиться с ними.
В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Guardian, официальных сайтов музеев.