Описание картины «Зимнее окно»
Есть в этой пастельной серии (еще несколько примеров -
1,
2,
3,
4) какой-то удивительный ясный восточный след. Ведь это в западноевропейской традиции многими поколениями художников принято было из века в век кропотливо накладывать сложный красочный слой на всю поверхность полотна – и с возрастом только совершенствовать его сложность. В восточной живописной традиции все иначе: два предельно точных мазка или три линии создают одновременно образ, свет, идею и эмоцию. И понимаешь, что художник мог бы долго, подробно и тщательно выписывать детали, но он для того и прошел свой огромный жизненный путь и обзавелся художественным опытом, чтобы суметь сделать это всего лишь несколькими линиями или одним акварельным пятном.
В 1999 году случилось перерождение художницы Яблонской. Ей было 83 года – классический возраст для обретения нового зрения и новой правды жизни. Причина была совсем нерадостной: после инсульта Татьяна Ниловна оказалась в инвалидной коляске, правая рука парализована, масляная живопись ввиду требуемой точности и физической силы совершенно недоступна. Тогда она выучилась рисовать левой и взялась за пастель.
Шесть лет, не выходя из своей квартиры, Яблонская рисует самые простые бытовые натюрморты: яблоки,
цветы,
стаканы, банки и
кувшины, немного
заоконного пейзажа,
много самого окна, фантастически много света,
времен года, внутреннего свечения и жизни в самих предметах.
Дочери художницы иногда как будто невзначай ставили на кухонный подоконник вазы со свежими цветами и как будто случайно забывали на столе пару яблок или посуду. А когда слышали от мамы заветное слово «Бумагу!», бросали все дела, доставали бумагу, пастельные мелки и замирали в ожидании.
Это были годы чистого искусства, без продуманных сюжетов, без идей и творческих планов – только молчаливый и сосредоточенный диалог с окружающим миром. «
Я счастлива в своем ограниченном пространстве, — говорила Яблонская, —
Я оптимистично воспринимаю жизнь, особенно сейчас, когда открылась какая-то счастливая полоса творчества, я увидела, что писать можно то, что вокруг, воспроизводить мир счастливый, мир, который смотрит на меня. Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»
Автор: Анна Сидельникова