войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1954
Размер: 146×181 см

Описание картины «Утро танкистов»

             
ПУБЛИКАЦИИ О КАРТИНЕ БОРИСА ФЁДОРОВА "УТРО ТАНКИСТОВ" В КНИГАХ, ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ, КАТАЛОГАХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ. НАУЧНО - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АРХИВ

     
"Картины, посвящённые нашим доблестным Вооружённым Силам, можно буквально пересчитать по пальцам. Это "Утро танкистов" Б. Фёдорова, "Снова в строй" М. Натаревича, "Священные камни. (Севастополь)"  П. Соколова-Скаля.
     "Утро танкистов" Фёдорова - превосходная, жизнерадостная картина, ярко характеризующая представителей нашей армии, бесспорная удача художника".
Борис Владимирович Иогансон
Народный художник СССР
Действительный член Академии Художеств СССР
Академик академии Художеств СССР
Доктор искусствоведения
Почётный член Берлинской Академии искусств
Статья "Всесоюзная художественная выставка 1954 года".
Журнал "Искусство". Москва. Издательство ""Искусство". 1955 г., март-апрель, № 2, стр. 8.

   "С тяжёлыми и грозными боями прошёл свой путь до Берлина в качестве водителя танка художник Б. Фёдоров. Вместе с передовыми частями он штурмовал рейхстаг. Здесь же, на фоне горящих руин, Фёдоров написал портреты участников штурма. После войны художник продолжает рассказывать о полюбившихся ему людях, фронтовых друзьях и товарищах. Так родилась его известная картина "Утро танкистов" (1952 - 1954 г.г.)
     Это полотно - весёлый, полный жизнерадостного задора рассказ о наших солдатах в дни войны. Может на первый взгляд показаться странным, что художник, дошедший до Берлина, штурмовавший рейхстаг, не избрал для своей работы батальной сцены. Думается, всё же не случайно Б. Фёдоров показал своих героев в часы фронтового затишья. Не об этом ли тихом, спокойном утре думал каждый из членов танкового экипажа, когда громил передовые позиции врага, выбрасывался из горящего танка, дожидался длинными страшными ночами в подбитой машине, когда его вытащит к "своим" тягач. Всё это со знанием дела мог бы написать художник. Но Фёдоров избирает, на наш взгляд, путь, позволяющий проникновенно передать характер русского солдата. Суровая и жестокая вещь - война. Но нигде так не нужен смех, не дорога шутка, как на войне. И вот смеющиеся от всей души молодые танкисты обливаются на звонком морозе студёной водой из проруби. В этой молодецкой удали, в олицетворении силы и здоровья художник даёт пронзительно почувствовать жизнь и короткую мирную тишину, опушённую мягким "заячьим" снежком, берёзами, рождающими чувство связи с Родной землёй, Родиной. В этих образах, очень простых и земных, воплощены нравственное здоровье и гуманизм советского солдата".
Анатолий Иванович Рощин
Член Союза писателей России
Член Союза художников России
Кандидат искусствоведения
Профессор кафедры русского и советского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Статья "Военная тема в творчестве ленинградских художников".
Журнал "Нева". Москва-Ленинград. Издательство "Художественная литература". 1970 г., № 5, стр. 200 - 201.
     
     "На ленинградской весенней выставке есть содержательные художественные произведения.
     Картина Б. Фёдорова "Утро танкистов". Сюжет картины очень прост. Зимним утром к проруби пришла умываться группа танкистов. Под общий смех боец обливает ледяной водой раздетого по пояс товарища. Маленькая, очень живая сценка из жизни. Но содержание картины много больше и значительно шире этого весёлого эпизода. У Фёдорова получилась картина о сильных, жизнерадостных людях. Хорошее, тёплое жизнеутверждающее чувство испытываешь, глядя на неё. Фёдоров пошёл по пути разработки частного, незначительного эпизода, стремясь вложить в него глубокий смысл. Удача художника заключается в том, что в частном он сумел найти общее, в маленьком сюжете - раскрыть большое содержание.
     В картинах Фёдорова и Лавренко, очень различных по теме, есть одна общая черта: они с теплотой и симпатией рассказывают о простых советских людях".
Владимир Александрович Серов
Народный художник СССР
Член-корреспондент Академии Художеств СССР
Академик Академии Художеств СССР
Президент Академии Художеств СССР
Статья "Знать жизнь, показывать правду жизни !"
Книга "Ленинградский альманах". Ленинград, Лениздат (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство). 1954 г., Книга 8, стр. 306 - 307.

   "Лучшие качества советского народа раскрываются в картине Б. Фёдорова "Утро танкистов". Она привлекает своей правдивостью и жизненностью. Со смехом и шутками танкисты обливаются на морозе водой из проруби. Крепкие, здоровые люди умеют шутить, смеяться, по - детски непосредственно радоваться жизни. Их непринуждённое и заразительное веселье невольно захватывает и покоряет. Эта сцена раскрывает моральную и физическую силу, добродушие и человечность простых людей - солдат могучей и мирной Советской Армии. Светлый, сочный, живописный строй картины соответствует тому оптимизму, свежести и бодрости, которыми наполнено всё произведение".
 
Н. Апраксина 
Статья "На весенней выставке художников".
Газета "Смена". Ленинград. 1954 г., пятница, 18 июня, № 143, стр. 3.

   "Оптимизмом, радостным ощущением жизни наполнены образы советских людей, созданные Б. Ф. Фёдоровым ("Утро танкистов"), А. А. Пластовым ("Летом"), А. К. Папяном ("На учёбу"), тонким лиризмом овеяна картина В. Н. Гаврилова "Май. Северная ночь".
Леонид Семёнович Зингер
Доктор искусствоведения
Старший научный сотрудник Научно - исследовательского института Академии Художеств СССР. Москва.
Альбом "Всесоюзная художественная выставка 1954 года". Москва. Издательство "Советский художник". 1955 г., стр. 7.

     "Ленинградцы также приезжали на "Академическую дачу" с самого начала, с момента открытия её в 1948 году.
     Ещё студентами а затем и после окончания института, приезжали такие известные художники, как В.Ф. Загонек, Б.С. Угаров, Б.Ф. Фёдоров, В.Ф. Токарев, Ю.Н. Тулин.
     Сформировался на "даче" как художник и Б.Ф. Фёдоров. Живописцем было создано несколько картин, среди которых - широко известное полотно "Утро танкистов" (1952-1954). Красота русской зимы, простые труженики под Вышним Волочком вдохновили художника, бывшего танкиста, на создание этого произведения".
Ирина Григорьевна Романычева
Член Союза Художников России
Кандидат искусствоведения, исследователь истории русского и советского искусства.
Профессор Санкт-Петербургского государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств.
Альбом "Академическая дача. История и традиции". Санкт-Петербург. Издательство "Петрополь". 2009 г., стр. 72, 73, 107, 181.

     "Веет задором и оптимизмом от картины Б.Ф. Фёдорова "Утро танкистов". 
Николай Павлович Работягов.
Альбом "Харьковский художественный музей. Сокровища музеев Украины". Киев. Издательство "Мистетство". 1977 г., стр. 12.

     "Привлекает общее внимание живая, интересная картина молодого художника Б. Фёдорова "Утро танкистов". Прост и бесхитростен сюжет этого произведения.
     Ранним зимним утром на окраине села, возле проруби умывается группа молодых танкистов. Сколько русской мощи, здоровья, народной силы ощущаешь в этих сочно вылепленных, статных фигурах юных богатырей ! Книга отзывов на выставке служит свидетельством успеха молодого художника".
Борис Фёдорович Семёнов (1910-1992). 
Заслуженный деятель культуры РСФСР.
Художник, литератор, мемуарист.
Статья "На выставке ленинградских художников"
Газета "На страже Родины". Ленинград. Издательство ЛенВО (Ленинградский Военный Округ). 1954 г., 30 июня, № 153, стр. 4.

     "Привлекла внимание жанровая картина Б. Фёдорова "Утро танкистов".
Э. Полищук.
Статья "Советская Армия в произведениях живописи (на всесоюзной художественной выставке)". Журнал "Искусство". Москва. Государственное издательство "Искусство". 1958 г., № 1, стр. 43.

     "Посетители подолгу останавливаются у картины Б. Фёдорова "Утро танкистов". Молодой художник сумел хорошо передать на полотне яркость зимнего морозного утра, жизнерадостность и молодую энергию собравшихся около проруби воинов. Не случайно этой картине посвящено больше всего записей в книге отзывов. "Большая удача - картина "Утро танкистов", - пишут поэты С. Орлов, А. Решетов, Л. Хаустов, - Это, действительно, танкисты  - люди тяжёлого ратного труда, а сколько у них бодрости, веселья, энергии ... Броня, снег, ледяная вода, - и тем ярче среди всего этого живые русские парни". А дальше старательным детским почерком выведено: "Мне очень понравилась картина Фёдорова "Утро танкистов". Ученик 1-б класса 232-й школы Дьяченко Сергей".
"На весенней выставке художников. Зрители - о работах художников". Газета "Вечерний Ленинград". Ленинград. "Лениздат". 1954 г., понедельник, 7 июня, № 133 (2603), стр. 3. 

     "Большинство экспонируемых художников широко известны. Стали классикой советского искусства "Отдых после боя" Ю. Непринцева, "Утро танкистов" Б. Фёдорова, "Тёплый день" А. Левитина. Картины Ю. Подлясского, Б. Угарова, Э. Козлова, В. и А. Токаревых, Б. Николаева, А. Романычева, Л. Островой, М. Козловской, Б. Корнеева, И. Савенко находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом. Об этих художниках написаны статьи и книги".
Нина Валентиновна Силинская
Искусствовед,
Главный хранитель Государственного литературного музея "XX век".
Каталог выставки "Три поколения. Живопись петербургских художников 40 - 90-х годов". Государственный концертно-выставочный комплекс "Смольный собор". Санкт-Петербург. 1996 г. 

     "Быть может, вы, читатель, видели картину "Утро танкистов". А если видели, наверно, запомнили её. Какой молодостью, силой, каким задором веет от этой картины. Морозный денёк, снег кругом, но танкисты, раздевшись до пояса, обливаются ледяной водой.
     Картину эту, получившую высокую оценку нашей общественности, написал ленинградский художник Борис Фёдорович Фёдоров, который сам в прошлом был танкистом. И вот мы беседуем с Борисом Фёдоровичем в его мастерской.
     - Вас интересует, как я писал "Утро танкистов", - сказал художник. - Что ж, охотно отвечу, но только ответ мой будет коротким. Право, не знаю, что тут подробно рассказывать. Я давно полюбил танковые войска. Среди танкистов прошла моя молодость. И ещё в военные годы у меня родилась такая мысль. Вот бы показать наших танкистов на отдыхе, после тяжёлых боёв. Люди вчера были на передовой, завтра они снова пойдут в бой. И так хочется немного побалагурить, как говорится, размять косточки. Я не раз видел, как на отдыхе в какой-нибудь затерявшейся среди снегов деревушке танкисты приводили себя в порядок. Были случаи, когда некоторые даже купались в в прорубях.
     Так накапливались впечатления, зримые образы. А идея картины представлялась мне такой. Надо передать оптимизм наших воинов, показать, что они не просто физически крепкие парни, но и люди большого душевного здоровья. Задорный, упрямый народ, советские танкисты - это я и хотел выразить.
     Картину вынашивал долго. Да и писал её не очень быстро. В общем, года два. Закончил в пятьдесят четвёртом году.
    Над чем сейчас работает художник, спрашивать не было нужды. Вдоль стены стояла ещё неоконченная картина, тоже посвящённая танкистам ... ".
(Весь текст статьи см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ, раздел "Журналы с публикациями о Борисе Фёдорове").
А. Журавский
Статья "Наши интервью. У художника Фёдорова". Журнал "Танкист". Москва. Военное издательство Министерства обороны СССР. 1958 г., август, № 8, стр. 24.   

     "Во время великой Отечественной войны я был механиком-водителем танка. Впечатления суровых военных лет навсегда врезались в память, навсегда запомнились отважные и мужественные образы советских воинов. 
     Моим товарищам по оружию посвятил я картину "Утро танкистов". Зимним морозным днём фронтовики - танкисты решили освежиться студёной водой. Обнажённый по пояс богатырь нагнулся у проруби, другой, заразительно смеясь, поливает его из ведра водой. В глубине видны танки. На броне одного из них - знакомый всем фронтовикам призыв : "За Родину !".
     В этой картине я старался показать силу, боевую закалку, неистощимую бодрость наших солдат, сохраняющих в любой обстановке ясный ум, спокойствие и склонность к юмору...".
(Весь текст см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ, раздел "Журналы с публикациями о Борисе Фёдорове).
Борис Фёдорович Фёдоров
Статья "Моим друзьям - танкистам". Журнал "Советский воин". Москва. Издательство "Воениздат". Министерство Обороны СССР. 1956 г., № 9, стр. 17. 

     "Вы помните картину ленинградского художника Бориса Фёдоровича Фёдорова "Утро танкистов" ? Возможно, вы видели её на выставке или в репродукциях.
     ... Морозное зимнее утро. На речке, у проруби, собрались танкисты. Они пришли сюда, может быть, после тяжёлого боя, чтобы смыть с лиц и рук копоть. На берегу, в кустарнике, стоят боевые машины. На броне одного танка виден призыв : "За Родину !" В этих машинах танкисты шли в бой, презирая опасность и смерть. А сейчас они весело смеются, радуясь русской зиме и короткому отдыху. Один из танкистов, крепкий черноволосый парень, скинув рубаху, нагнулся над прорубью, а другой, смеясь во всё горло, льёт из ведра на голую спину товарища студёную воду.
     Вот и всё. Но когда вы смотрите на картину, вас охватывает большое и яркое чувство восхищения перед силой и мощью этих людей, перед их неистощимой бодростью, здоровьем и любовью к жизни. Вы понимаете, что как бы ни было трудно, они победят, что таких не согнёт, не сломит никакая беда.
     Захотелось узнать, как создавалась эта картина, что заставило художника обратится именно к этой теме. И вот мы в мастерской художника. Она занимает часть высокого зала без окон. Свет проникает сюда сверху через стеклянную крышу. В углу свалены в кучу солдатские шинели, каски, военные фуражки, кирзовая полевая сумка. Сюда принесены даже куски тяжёлых плит, служивших когда-то полом. Всё это нужно художнику для работы над картиной. 
     На стене висят написанные маслом этюды, на мольберте - большая, ещё незаконченная картина. Сам художник, без пиджака, с засученными рукавами, работает кистью.
     - Борис Фёдорович, расскажите пожалуйста, как создавалось "Утро танкистов" ?
     - О, это длинная история, - говорит, улыбаясь, художник, - я должен буду начать издалека ... 
    1941 год. Война. Восемнадцатилетний юноша Борис Фёдоров идёт на фронт. 
     Быстро прошли дни в учебном батальоне. Молодой художник стал воином, механиком-водителем грозной боевой машины. Много раз он водил свой КВ в атаки, горел, был ранен, заслужил боевые награды.
     Вспоминаются бои под Псковом. Танк был подбит, командир машины погиб. Выйдя из танка, экипаж занял оборону и целый день бил по врагу из автоматов. Под Пулковом танк старшины Фёдорова первым прошёл по болоту в обход позиций противника. Как память о тех незабываемых днях остались Орден Славы, Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны". 
(Весь текст см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ (раздел "Газеты с публикациями о Борисе Фёдорове).
Л. Хахалин. Статья "У мольберта". Газета "На страже Родины". Ленинград. Издательство "ЛенВО" (Ленинградский военный округ). 1956 г., 8 апреля, № 84, стр. 3.

      "В 1958 году ленинградский художник Борис Фёдоров - автор запомнившейся многим любителям живописи картины "Утро танкистов" - получил от Союза Художников Ленинграда квартиру с мастерской в только что построенном новом доме ...  
Фёдор : - Мы с мамой считаем, что основной заслугой отца была серия полотен о Великой Отечественной войне и, в том числе , картина "Утро танкистов" 1954 года, которая получилась настолько удачной, что имела большой общественный резонанс : многократно репродуцировалась, демонстрировалась на выставках, и даже попала наряду с шедеврами И. Репина, В. Верещагина, А. Пластова, в книгу "Русская живопись социалистического реализма", изданную в Англии в 1992 году.
     Е. Тычинина : - Да, я отлично помню "Утро танкистов". В 4 или 5 классе на уроке русского языка мы писали сочинение об этой картине по репродукции, напечатанной в учебнике "Родная речь" !
     Фёдор :
     - Секрет успеха картины заключается в том, что самая главная тема творчества отца - Великая Отечественная война - была для него сокровенной и раскрывалась им очень человечно и глубоко психологично. Ведь все фигуры на картине, изображённые композиционно чётко и гармонично, взаимодействуют друг с другом, в чём и состоит, на мой взгляд, высший пилотаж реализма ...".
Весь текст интервью см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ (раздел "Журналы с публикациями о Борисе Фёдорове").
Елена Тычинина
Статья "Династия. Три художника". (Интервью с художником Фёдором Борисовичем Фёдоровым). Журнал "События и размышления". Санкт-Петербург. Издание МС МО "Светлановское". 2006 г., сентябрь, № 8 (13), стр. 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33. 

     "Столетиями отточенная академическая школа давала такой высокий уровень профессионализма, что уже первые самостоятельные работы выказывали в нём мастера, свободно работающего в разных жанрах. Большой творческой удачей художника стало полотно "Утро танкистов" (1954 г.) (Харьковский художественный музей)".
А.В. Леонтьева
Искусствовед
Буклет выставки "Верность традиции. Художественная династия Фёдоровых. Мастера реалистической живописи". Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - XX веков. Санкт-Петербург. 2015 г. 

     "Имя Б. Фёдорова хорошо известно любителям изобразительного искусства по большой картине "Утро танкистов". К славному юбилею он хочет написать историко-революционное полотно. По замыслу художника оно должно представлять холст размером 4,5 на 3 метра ...". (Весь текст см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ, раздел "Газеты с публикациями о Борисе Фёдорове). 
Н. Смирнов.
Статья "Успехов вам, мастера кисти !". Газета "Ленинец". Вышний Волочёк. 1965 г., суббота, 21 августа, № 99 (551), стр. 4.

     " ... Leningraders Boris Fedorov, Anatoli Levitin, Maiya Kopyttseva, Yuri Podlyaski, Yuri Tulin, Boris Ugarov and Vyacheslav Zagonek ; ...
     This ambition gave rise to what may be termed the plein-air kartina : largescale thematic canvases which stress the depiction of natural light, especially sunlight, and are often painted in a broad manner, suggestive of observation direct from life. Such works, painted either at, or on the basis of studies and sketches made at, this dacha in the 1950s, include Boris Fedorov`s "The Morning of the Tank Drivers" (plate 401); ... ".
Matthew Cullerne Bown. 
"SOCIALIST REALIST PAINTING".
YALE UNIVERSITY PRESS. NEV HAVEN & LONDON.
1998. P. 342, 345, 495.

     "На углу Невского, в доме, что обращён своими окнами к прекрасному ансамблю Адмиралтейства, на последнем этаже помещается мастерская ленинградского художника Бориса Фёдоровича Фёдорова.
     Два года тому назад он написал большую картину "Утро танкистов". Художник не случайно обратился к военной теме. Боевые традиции Советской Армии, жизнь и быт воинов давно привлекает его внимание. 
     Это вызвано не только тем, что Фёдоров сам в недавнем прошлом механик-водитель тяжёлого танка, участник Великой Отечественной войны, что среди его друзей, старых и новых, немало людей, связанных с армией, что он и теперь нередко бывает в воинских частях, встречается с солдатами.
     Художник считает, что подвиги, совершённые нашими доблестными Вооружёнными Силами, - благороднейшая тема для яркого отображения в произведениях искусства и, в частности, в живописи. Поэтому он сейчас вновь посвятил свою кисть советским воинам. 
     Мы застали Бориса Фёдоровича за работой. 
     Необычное впечатление производит мастерская художника ... ".
(Весь текст см. в блоке ПУБЛИКАЦИИ, раздел "Газеты с публикациями о Борисе Фёдорове").
В. Фомин.
Статья "В мастерской художника". Газета "На страже Родины". Ленинград. Издательство "Ленинград. ЛенВО" (Ленинградский военный округ). 1957 г., суббота, 23 февраля, № 46, стр. 4.

     "Художник писал жанровые и батальные картины, портреты, пейзажи, занимался книжной графикой. Военная тема стала главной в его творчестве. Не случайно одной из лучших и наиболее известных его картин стала "Утро танкистов" (1954), где художник показал своих героев в часы фронтового затишья. Высоко оценили работу такие выдающиеся деятели искусства, как В.А. Серов, И.А. Серебряный. "Превосходной, жизнерадостной картиной" и "бесспорной удачей художника" назвал работу Фёдорова народный художник СССР Б.В. Иогансон. Темы мирной жизни также занимали художника. Его увлекала задача раскрытия в живописных образах внутреннего мира человека, его духовной и физической красоты". 
Людмила Диодоровна Шехурина
Кандидат филологических наук
Доцент кафедры библиографоведения и книговедения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Книга "Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. Книга II М - Я". Санкт-Петербург. Издательство ООО "Издательский дом "Петрополис". 2014 г., стр. 505-507. 

     "Яркое, колористическое дарование Т. Яблонской всегда радует посетителей художественных выставок. На эту экспозицию она представила хорошие полотна "На окне весна", "Летом". Такое же жизнерадостное чувство вызывают у зрителя картины А. и С. Ткачёвых "У колодца" и Б. Фёдорова "Утро танкистов".
Борис Владимирович Иогансон
Народный художник СССР
Действительный член Академии художеств СССР
Академик академии художеств СССР
Доктор искусствоведения
Почётный член Берлинской Академии искусств
Статья "Заметки о живописи". Журнал "Огонёк". Москва. Издательство "Правда". 1955 г., 20 марта, № 12, стр. 8 и цветная репродукция с картины Бориса Фёдорова "Утро танкистов".

   "Его "Утро танкистов" - мирная картина военного дня, получит всеобщее признание. За правду, жизненность. За манифест оптимизма".
Анна Коваленко
Ксения Каплунова
Михаил Трофимов
Документальный фильм о Борисе Фёдорове "Галерея победителей" из цикла "Невский ковчег. Теория невозможного". Премьера фильма состоялась 7 мая 2023 года на телеканале "Россия - Культура".
Смотреть фильм на платформе "Смотрим".
 

  



    



 
 



Комментарии