• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Лунная ночь на Днепре

Предложить название
1880, 105×144 см • Масло, Холст
Аннотация
Осенью 1880-го на улицах Санкт-Петербурга царило необыкновенное оживление. Очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского, заворачивала за угол и змеилась дальше – до самой Малой Морской. Солидные, хорошо одетые люди работали локтями, старались хотя бы чуть-чуть протиснуться вперед, не считаясь с риском наступить на ногу Тургеневу, Менделееву или какому-нибудь великому князю – как писали в газетах тех дней, «здесь собрался весь грамотный Петербург». Те, кто не успел до закрытия, расходились по домам. А следующим утром все повторялось вновь: очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского.

Нет, в 1880-м в Питере не открывался первый McDonald’s, и Джаред Лето не приезжал сюда с гастролями. Причиной ажиотажа была выставка Архипа Куинджи, устроенная в Обществе поощрения художеств.

Экспозиция была во всех смыслах новаторской. Во-первых, она стала первой в истории русской живописи выставкой одной картины. А во-вторых, демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении – еще одно, по тем временам, революционное решение.

Впрочем, сенсацией выставка стала не за счет созданных Куинджи прецедентов, а благодаря собственно картине. «Лунная ночь на Днепре» стала вехой в пейзажной живописи – такой, как «Война и мир» в литературе или, например, «Гражданин Кейн» в кинематографе. Она как бы разделила жанр на «до «Лунной ночи» Куинджи» и «после нее». Известный критик Алексей Суворин писал: «Картина эта - невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее - решительно волшебное: это - не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна - это действительная луна, она действительно светит; река - это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать... Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!..».

Дело, впрочем, было не только в «фотографической» точности. Казалось бы, незатейливый украинский пейзаж задышал у Куинджи гоголевской мистикой. Оглушительная тишина малороссийской ночи, ощущение тайны, волшебства, первобытной природной силы – все это производило гипнотический эффект.
В то время как искушенная публика говорила о «нисходящей градации света» и «гармонии лиризма и декоративности», зрителя попроще интересовала «обратная сторона Луны». Многие пытались заглянуть за раму, в надежде обнаружить там электрическую лампочку – настолько достоверной получилась у Куинджи луна.

Приятель Куинджи – Иван Крамской – уже в те дни высказывал опасения: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе (зная или не зная - все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и, по истечении известного времени, или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители?» А после того как владевший картиной великий князь Константин Константинович взял ее с собой в кругосветное плавание, опасения усилились.

Влажный морской воздух и время сделали свое дело. Краски померкли и «Лунная ночь на Днепре» уже не производит столь могучего впечатления, что в 1880-м. Но даже сегодня некоторые посетители Русского музея* не могут устоять перед соблазном. И, улучив момент, когда никто не смотрит, заглядывают за раму.

*Куинджи создал копии своей "Лунной ночи на Днепре" - их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Симферопольском художественном музее

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь на море
  • Архип Иванович Куинджи. Лов рыбы на Черном море
  • Архип Иванович Куинджи. Вечер
Архип Иванович Куинджи
Собирает Лина Степура
15 работ • 0 комментариев
  • Герхард Мунте. Рыбачки вблизи корабля
  • Лоуэлл Эрреро. Игрушечная железная дорога
  • Рудольф Карл Горман. Бусы
Fffff
8 работ • 4 комментария
  • Хоакин Соролья (Соройя). Прогулка по берегу моря
  • Пьер Огюст Ренуар. У озера
  • Клод Моне. Сена близ Живерни
любимые картины
Собирает elena iakina
12 работ • 0 комментариев
  • Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Медведь в лунную ночь
  • Утагава Хиросигэ. Причудливая сосна на фоне полной луны
  • Пол Нэш. Ландшафт в последней фазе луны
Луна
70 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джейми Уайет. Ирис на море
2
Ирис на море
Джейми Уайет. Учительница из Монегана
2
Учительница из Монегана
Джексон Поллок. Пасха и Тотем
2
Пасха и Тотем
Джексон Поллок
1953, 84×58 см
Иван Константинович Айвазовский. Вид Алупки
1
Вид Алупки
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон