Описание картины «Маленький кондитер»
Этот
«Маленький кондитер» положил начало славе Хаима Сутина и конец его нищете. Именно его в 1922 году оценил американский коллекционер доктор Альберт Барнс, вернее, сначала его консультант Поль Гийом. Гийом купил картину и показал Барнсу
«неслыханного, очаровательного кондитера из крови и плоти, с огромным, чудесным ухом, удивительным и прекрасно переданным». Барнс пришел в восторг и немедленно приобрел еще 50 работ ранее бедствовавшего художника для своего фонда в Мерионе.
За десять лет Сутин написал множество «Маленьких кондитеров» (
1,
2,
3).
Один из них в 2013 году ушел на торгах Christie's за 18 миллионов долларов.
Портреты Сутина отличает особенная деформация линий. Делал это он абсолютно сознательно, заявляя, что
«деформация — это жизнь. Искусство Рафаэля, Тициана, конечно же, совершенно, но до смерти нудно. Это красота» (в последнее слово вкладывалась огромная доза отвращения).
Написанные Сутиным портреты сопоставимы с работами
Нольде,
Кирхнера. Нередко
проводят аналогии с Ван Гогом, подразумевая силу и неистовство мазка.
Кондитер едва помещается на холсте, словно места слишком мало, чтобы выразить всю экспрессию охвативших художника чувств. Кажется, что Сутин писал в состоянии экзальтации, потому и некоторые черты на его портретах гиперболизированы – в данном случае это огромное оттопыренное ухо.
Этот портрет «Маленького кондитера» представляет собой настоящий шедевр с точки зрения колористики. Белый цвет для Сутина – второй самый любимый после красного. И здесь можно наблюдать невероятное смешение оттенков и вариаций на его тему. Такому изобилию шелковистых, кремовых, голубоватых, розовых, бежевых и тех, для которых и названий не придумано, оттенков белого даже признанный ас по оперированию этим цветом Морис Утрилло мог бы позавидовать (
1,
2).
Автор: Алена Эсаулова