Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Утагава Хиросигэ
Япония 1797−1858
Подписаться29             
Подписаться29             
Биография и информация
 
Утагава (иногда — Андо) Хиросигэ (1797, Эдо (ныне Токио) — 12 октября 1858, там же) — японский художник, мастер цветной ксилографии. По мнению некоторых исследователей, последний великий творец укиё-э, смерть которого повлекла за собой медленное угасание направления. Завоевал широкую известность у себя на родине и далеко за ее пределами благодаря циклам гравюр «36 видов горы Фудзи», «53 станции Токайдо» и особенно — «100 известных видов Эдо». Листами из последней серии Винсент Ван Гог не только украшал стены своей студии, но и перерисовывал их, изучая приемы японской гравюры (1, 2).

Особенности творчества художника Утагавы Хиросигэ: хотя Кацусика Хокусай был первым, кто стал широко использовать пейзажную тематику на гравюрах укиё-э, Хиросигэ удалось наполнять свои пейзажи особым эмоциональным настроем, благодаря чему их иногда называют «портретами местности». В свою очередь, он также привнес в укиё-э чуждую этому направлению тематику: изображение рыб, птиц и цветов (прежде на ксилографиях больше было принято изображать японских красавиц и актеров театра кабуки).

Известные гравюры Утагавы Хиросигэ: «Цветущий сливовый сад в Камейдо», «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ», «Ирисы в Хорикири», «Воробьи и заснеженная камелия», «Квартал Сарувака ночью».

Несостоявшийся пожарный


Будущий мастер ксилографии родился в семье потомственного самурая. Хотя к моменту появления на свет Токутаро (так нарекли художника при рождении) его отец занимал пост управляющего бригадой пожарных города Эдо. Впоследствии имя мальчика изменится еще не раз: по традиции, в Японии часто переименовывали детей, чтобы запутать злых духов. Так, прежде чем стать известным художником Утагавой Хиросигэ, ему придется какое время побыть Токубэем, Дзюэмоном и Дзюбэем.

В семью Токутаро очень рано наведалась смерть. Сначала она пришла за одной из трех сестер. Когда ему было 12, не стало его мамы, в течение года умер и отец. Согласно обычаю, невзирая на юный возраст, мальчик получил по наследству профессию главы семейства. Так подросток стал следить за профилактикой пожаров в замке Эдо. К счастью, эти обязанности оставляли достаточно свободного времени для занятия, которое было ему гораздо более по душе — рисованию. Первую свою работу Токутаро создал в возрасте 10 лет.

Он мечтал обучаться у Тоёкуни — прославленного мастера школы Утагава. Но, по удачному стечению обстоятельств, у того уже было слишком много учеников и для еще одного просто не было места. Удачей это назовут исследователи по прошествии многих лет, так как Тоёкуни считался авторитарным преподавателем, который, скорее всего, не позволил бы таланту Хиросигэ проявиться в полной мере.

Зато позволил другой учитель этой же школы — Тоёхиро. Об этом можно судить по факту, что уже в 15-летнем возрасте ученику было разрешено подписывать свои работы (в Японии некоторые художники шли к этому десятки лет). Так появился псевдоним Хиросигэ: по принятому обычаю, один из иероглифов, его составляющих, взят из имени учителя.

53 станции к успеху


Как и во многих других делах, в процессе обучения мастерству художника японцы не любили суеты. Разные техники и стили изучались долгие годы, и очень часто своего расцвета художники достигали в весьма преклонном возрасте (как это случилось с Хокусаем по достижении 60-летнего юбилея).

Но Хиросигэ постигал искусство гравюры укиё-э экстерном, и уже к 25 годам уверенно держал кисть в руке. Как бы забавно это ни звучало, но свой пост пожарного он оставил лишь в 1823 году. А каких-то пять лет спустя его авторитет в художественном деле был уже настолько высок, что мастеру предложили возглавить школу своего наставника после его смерти.

Хиросигэ отказался — видимо, у талантливого молодого человека были более честолюбивые планы на жизнь, чем обучение искусству гравюры желторотых птенцов. А начал прокладывать путь к славе он по тропинке, которую до него начал протаптывать мастер Хокусай, — на никем не паханной до них ниве пейзажной цветной ксилографии.

На художественный Олимп (если эта древнегреческая метафора применима к японскому искусству) Хиросигэ, можно сказать, въехал на белом коне. Которого, по традиции, каждый год преподносили императору в подарок от военного правительства. Торжественное шествие с конем проделывало путь из Эдо в город Киото по дороге Токайдо. Художник сопровождал процессию в 1832 году, производя зарисовки на каждой из остановок.

Так появилась на свет серия «53 станции Токайдо», наделавшая стольку шуму, что первый тираж исчез с прилавков в течение нескольких недель. Повторная печать цикла уже в виде альбома сделала Хиросигэ знаменитым на всю столицу.

Из учителей в послушники

На пике карьеры художник сталкивается с личными несчастьями, в его жизнь снова начинает регулярно наведываться смерть. Сначала она нанесла визит в 1839 году, забрав с собой первую супругу Хиросигэ. Он женился во второй раз, но по некоторым сохранившимся документам, его начала преследовать повышенная тревожность.

Душевная нестабильность только усилилась после смерти сына Тюдзиро. Видимо, в попытке убежать от трагичных событий и связанных с ними переживаний художник долгое время путешествует по стране, нигде не задерживаясь надолго, и только после десяти лет скитаний возвращается в свой дом.

Когда в 1849 году бренный мир покидает Хокусай, место главного пейзажиста Японии становится свободным, и его тут же занимает Хиросигэ. В его мастерской трудятся множество помощников, и карьера учителя все же настигает художника. Хотя он по-прежнему не благоволит этому занятию, поскольку предпочитал уединенный образ жизни и тишину. Что, впрочем, не помешало ему обучить тонкостям создания гравюр укиё-э в общей сложности более двадцати мастеров.

Судя по всему, такое число потерь близких ему людей все-таки не могло не оставить отпечаток на психике художника. Возможно, у него даже было расстройство, которое сегодня назвали бы депрессией. Хиросигэ начал выражать желание завязать с творчеством, поскольку боялся, что «годы и усталость опозорят его былую славу».

В конце концов он становится буддийским монахом, но продолжает жить в миру. Это решение нельзя было назвать неожиданным, поскольку послушником мастер подвизался еще за десять лет до пострига. К превеликому везению для всего художественного мира Хиросигэ все-таки не нашел силы окончательно порвать с искусством даже несмотря на принятые духовные обеты. Ведь именно в это время он создает наиболее ценное из своих детищ — серию «Сто знаменитых видов Эдо» (1856—1858).

И только лишь после этого, словно завершив свою миссию на земле, Хиросигэ отправляется на последнее свидание с той, что отняла почти всех, кого он любил. Художник прожил очень мало по японским меркам — всего 61 год. Но за этот срок он успел создать почти пять с половиной тысяч работ, многие из которых являются блистательными примерами тонкого, лиричного, деликатного и философского взгляда мастера на мир.

Автор: Наталья Азаренко
Читать дальше
Работы понравились
алексей михайлов
+51

Лента
Гравюра Хиросигэ «Цветущий сливовый сад в Камейдо» - 30-й по счету лист в серии ксилографий «Сто знаменитых видов Эдо». Несмотря на название, всего их насчитывается 119 (включая титульный лист, добавленный издателем). Правда, 3 гравюры были созданы после смерти мастера его учеником Сигэнобу, взявшем в честь учителя псевдоним Хиросигэ II.

Первый Хиросигэ начал работать над серией за два года до своей смерти, которая постигла его во время вспышки эпидемии холеры. По сравнению с другими японскими долгожителями (вроде его предшественника Хокусая, прожившего почти 90 лет), ему было отведено совсем немного – каких-то 62 года. Но за этот срок Хиросигэ удалось отшлифовать искусство создания гравюр укиё-э до совершенства, и сумасшедшая популярность культового цикла – убедительное тому свидетельство.

«Цветущий сливовый сад в Камейдо» - одна из двух наиболее прославленных гравюр цикла. А своей известностью на Западе они обязаны лично Винсенту Ван Гогу. Большой поклонник японской ксилографии в целом и творчества Хиросигэ в частности, он не только коллекционировал его гравюры, но и писал собственные версии работ японского художника (1, 2). Таким образом голландец на практике постигал художественные приемы искусства укиё-э.

Стоит отметить, что картины Ван Гога, написанные по мотивам гравюр Хиросигэ, их не копируют (наверняка и цели такой не было). Если у японца мы наблюдаем умиротворение и деликатный цветовой градиент в верхней, «небесной» части листа и в нижней – «земной», то холст Ван Гога дышит жгучим драматизмом. Его закатное небо кажется скорее предгрозовым, а сливовые ветви – угрожающе колючими.

Дерево, изображенное на ксилографии Хиросигэ непростое. У него даже было собственное имя – Гарюбай, что в переводе с япронского означает «Лежащий дракон». Так его назвали из-за особенностей произрастания. Ветви могучей сливы опускались вниз до самой земли, зарывались в нее и вновь показывались наружу на таком отдалении от основного ствола, что казалось, будто это целый сливовый сад, а не одно дерево.

Гарюбай был огорожен забором, чтобы уберечь примечательное растение от множества людей, стекавшихся в сад из самого центра Эдо (Камэйдо на тот момент была деревней – пригородом столицы). Но их мы видим вдалеке, за оградой. Зрителя же Хиросигэ помещает вплотную к мощному стволу сливы, делая непосредственным соучастником картины. Этот фирменный прием японского мастера позже переймут импрессионисты.

Символично, но «Лежащий дракон» ненадолго пережил увековечившего его художника – всего на пару десятков лет. В 1880 году слива с гравюры Хиросигэ погибнет в результате наводнения, а на ее месте воздвигнут памятный знак.

Автор: Наталья Азаренко
Утагава Хиросигэ. Цветущий сливовый сад в Камейдо
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Ирисы в Хорикири» - один из красивейших листов серии Хиросигэ «Сто знаменитых видов Эдо». И хотя эту гравюру не копировал Винсент Ван Гог, как в случае с «Цветущим сливовым садом в Камейдо» или «Внезапным ливнем над мостом Охаси в Атакэ» (см. копии Ван Гога), она все равно неизбежно вызывает ассоциации с его известными картинами, запечатлевшими эти прекрасные цветы (1, 2, 3, 4, 5).

Лики Эдо


Эдо (старое название столицы Японии Токио) был частым гостем на гравюрах Хиросигэ. То ли по причине того, что этот город был местом рождения художника, или из-за его особой к нему сердечной привязанности, Эдо в том или ином виде присутствует на более чем тысяче ксилографий Хиросигэ.

«Сто знаменитых видов Эдо» - пик творчества мастера, демонстрирующий его зрелый стиль и филигранные навыки создания гравюр. Серия имеет ряд черт, делающей ее особенной. Во-первых, она отпечатана на листах вертикального формата, что в то время было нехарактерно для изображений пейзажей или бытовых сцен.

Также это был самый масштабный (по количеству листов) цикл ксилографий, созданных в технике нисики-э – «парчовые картины» в переводе с японского. Такие гравюры печатались на дорогой бумаге с нескольких досок, что позволяло делать их полихромными, а также украшались тиснением и в некоторых случаях – перламутровым, золотым и серебряным порошком.

Как определить, что перед вами гравюра Хиросигэ из этой серии? Все листы оформлены по следующему принципу. В верхнем правом углу на розовом или красном прямоугольнике указано название цикла, рядом, на разноцветном квадрате описывается изображение на гравюре. Фон этого картуша менялся в зависимости от цветовой гаммы гравюры, и его расцветка подбирался таким образом, чтобы наиболее выгодно оттенить ее. А в нижней части, на вертикальном красном (изредка желтом) прямоугольнике стоит подпись самого мастера. Впрочем, без знания японского языка можно попасть впросак: подобным образом вслед за Хиросигэ стали оформлять свои работы и его ученики.

Ирис – значит успех


Часто при изображении пейзажей Хиросигэ применял один и тот же прием, который позже присвоят импрессионисты: помещал на передний план крупные примечательные объекты, «в тени» которых разворачивается фоновое действие (1, 2, 3, 4). Не стал исключением и лист «Ирисы в Хорикири»: между острыми листьями цветов виднеется закатный пейзаж и прогуливающиеся люди.

Ирисы пользуются огромной популярностью в Японии. Из-за их хрупкой красоты цветок называют «грунтовой орхидеей», посвящают ему целые фестивали и разбивают огромные парки. Ирисовый сад Хорикири – первый в стране. Он был создан императором Мэйдзи для своей жены близ императорской резиденции.

Во время, когда жил Хиросигэ, в саду произрастало более 5 тысяч цветов 130 разных сортов. Сегодня число их разновидностей достигло 2 сотен, и сюда по-прежнему в первый месяц лета стекаются туристы со всего мира на фестиваль ирисов, чтобы насладиться их цветением.

Художник посвящал этому цветку великое множество гравюр. И немудрено: помимо ярко выраженной декоративности, ирис почитается японцами как символ мужества благодаря листьям, напоминающим мечи. 5 мая в Японии отмечают праздник мальчиков, и в этот день ирисами украшают все дома, где живут будущие мужчины. А еще на японском языке название этого цветка звучит так же, как и слово «успех».

Автор: Наталья Азаренко
Утагава Хиросигэ. Ирисы в Хорикири. Серия "100 знаменитых видов Эдо"

Галина Силина
, 11 января 23:20 0
Завтра у нас в Петрозаводске открывается выставка японской графики.
Вся лента
Работы художника
всего 732 работы
Утагава Хиросигэ. Цветущий сливовый сад в Камейдо
5
Цветущий сливовый сад в Камейдо
1857, 33.7×22 см
Утагава Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
3
Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1857, 33.8×22.1 см
Утагава Хиросигэ. Ирисы в Хорикири. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
3
Ирисы в Хорикири. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1857, 36.2×25 см
Утагава Хиросигэ. Селения Минова, Канасаги, Микавашима. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
0
Селения Минова, Канасаги, Микавашима. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1857, 36.2×23.6 см
Утагава Хиросигэ. Касумигасеки. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
0
Касумигасеки. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1857, 35.7×24.5 см
Утагава Хиросигэ. Шествие в праздник Санно в районе Кодзимати, на улице Иттемэ
1
Шествие в праздник Санно в районе Кодзимати, на улице Иттемэ
1856, 36.2×25 см
Утагава Хиросигэ. Вид с моста Яцуми. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
0
Вид с моста Яцуми. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1856, 35.7×23 см
Утагава Хиросигэ. Храм Сандзюсангэндо, город Фукагава. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1
Храм Сандзюсангэндо, город Фукагава. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1857, 35.5×24.9 см
Утагава Хиросигэ. Храм Бэнтэн у переправы Ханэда. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1
Храм Бэнтэн у переправы Ханэда. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
1858, 36.8×25.2 см
Посмотреть все 732 работы художника
HELP