войти
опубликовать

Мастера эпохи Эдо. Японская гравюра укиё-э из собрания О. П. Малахова

Выставка 22 октября 2020 − 31 января 2021
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля приглашает посетить выставку «Мастера эпохи Эдо. Японская гравюра укиё-э из собрания О. П. Малахова».

Посетители увидят 65 японских гравюр укиё-э XVIII–XIX веков из коллекции О. П. Малахова (Челябинск). Среди авторов – знаменитые мастера Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Тосюсай Сяраку, Утагава (Андо) Хиросигэ, Утагава Куниёси и другие. Практически все произведения отпечатаны при жизни их создателей.

Выставка впервые в Омске открывает зрителю возможность в масштабном проекте познакомиться с традиционной японской ксилографией XVIII–XIX веков. Выполненные в стиле укиё-э (дословно: картины плывущего, изменчивого мира), они представляют направление городской культуры периода Эдо (1603–1868). Именно в это время гравюра приобрела статус самостоятельного искусства. Выставка демонстрирует многообразие жанров и сюжетов, которые отражают круг интересов мастеров укиё-э. Например, театр – любимое развлечение японцев – запечатлен в гравюрах Сяраку, Сюнсё, Кунихиро, представляющих жанр якуся-э. Изображение красавиц-горожанок или знаменитых гейш (жанр бидзин-га) мы видим в работах Харунобу, Утамаро, Эйси, Тиканобу. Пейзаж (жанр фуукэй-га) своей невероятной популярностью не только в Японии, но и в Европе и Америке обязан Кацусике Хокусаю и Утагаве (Андо) Хиросигэ. На выставке можно увидеть прославленные шедевры этих мастеров: Хокусая – «Волны у побережья Канагавы» («Большая волна»), «Южный ветер. Ясный день» («Красная Фудзи») и Хиросигэ – более 20 листов из серии «Пятьдесят три станции Токайдо», «Сто знаменитых видов Эдо».
На выставке есть возможность встретиться с произведением одного из самых загадочных художников Японии – Тосюсаем Сяраку. Его оригинальные гравюры с изображением актеров театра Кабуки – большая редкость не только в частных собраниях, но и крупнейших мировых сокровищницах.

Гравюры Китагавы Утамаро вошли в историю мировой художественной культуры как высшее проявление утонченного японского изящества и женственности, освященной счастьем материнской любви («Молодая женщина с ребенком у зеркала»).

Подготовлено по материалам сайта ООМИИ им. М. А. Врубеля.