Регистрация
Виктор Михайлович Васнецов
Россия 1848−1926
Подписаться182             
Подписаться182             
Биография и информация
 
Считаете неуверенность в себе проблемой? Классики и в таком деле могут предъявить высокий образец. Неуверенность в себе — это успешно сдать экзамен в Императорскую Академию художеств, но о своем зачислении узнать лишь через год, явившись заново сдавать экзамен. Просто в первый заход Виктор Михайлович Васнецов и помыслить не мог о том, что в святая святых его — всего лишь его! — могут принять. Впрочем, потерянным главный русский художник-сказочник этот год не считал, а в Академии, кстати, в итоге так и не доучился.

Сдав экзамены и даже не попытавшись узнать результат, Виктор Михайлович Васнецов поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Вместе с Ильей Репиным он обучался у Крамского. Крамской тоже считал, что неуверенности Васнецову выдали столько, что на троих хватило бы, но, к счастью, и талантом не обделили: «Вас, голубчик, неуверенность портит. Уж очень вы скромный. А вы смелее будьте, дерзайте. Глаз у вас есть — завидный».

До Академии. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова

Несколько десятков лет спустя сказали бы, что Виктор Михайлович Васнецов «происхождением не вышел». Он из семьи священника. Нет-нет, это не те одутловатые попы, которых так ярко изобразил товарищ Виктора, знаменитый Илья Репин в своем «Крестном ходе». Быт сельского священника Михаила Васнецова ничуть не отличался от быта крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире. Да и сами крестьяне для маленького Вити с детства были друзьями. Ему не надо было ни спускаться к народу, ни «подтягивать» его к себе, и уж тем более не надо было доказывать ни себе, ни другим, что «низы — тоже люди». Просто среди них прошло его детство, они были его друзьями без подразумеваемой присказки «как будто». Возможно, этим объясняется невероятная достоверность «униженных и оскорбленных», исполненных Васнецовым.

Сыну священника, обремененного большой семьей (шестеро детей), но отнюдь не большими доходами, путь лежал в духовную семинарию — по той простой причине, что туда детей священнослужителей принимали бесплатно. В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника — это был ссыльный поляк Эльвиро Андриолли. Именно он, взглянув на рисунки будущего мастера, категорически заявил, что священников в мире достаточно, а вот люди с таким художественным чутьем встречаются нечасто. Он рассказал об Академии художеств и предложил устроить аукцион и выставить две картины Виктора Михайловича Васнецова — «Жница» и «Молочница», что позволило заработать на поездку в Питер. Отец принял его желание и, сообщив в семинарии, что с обучением покончено, Виктор Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию.

Передвижничество Васнецова и поездка в Европу

Когда Виктор Михайлович посетил первую выставку передвижников, ему показалось, что это и есть его путь. Для передвижных выставок Васнецов написал несколько картин. Особенно хвалили работу «С квартиры на квартиру». Обратил на него внимание и Павел Третьяков, что считалось серьезным достижением. Во-первых, Третьяков обладал отменным вкусом, а во-вторых, его заинтересованность обещала художникам возможность забыть о безденежье. Передвижники же возлагали на Васнецова надежды как на мастера жанровой живописи, который будет и дальше показывать сирых и убогих. Но сам Васнецов чувствовал, что несмотря на близость к передвижникам, свое направление он еще не нашел.

Репин и Крамской звали в Париж, да и все вокруг твердили, что живописец не может состояться, не повидав другие страны. В Париже он поселился у Крамского. Новые направления не впечатлили, выставкам современников Васнецов предпочитал классиков в музеях. Даже Репин капитулировал перед обаянием французского шика, а вот Васнецова Париж оставил равнодушным. Вскоре он перебрался в предместье и снял домик в Медоне. Во Франции Виктор Михайлович прожил год, привез оттуда картину «Балаганы в окрестностях Парижа» и множество эскизов и акварелей.

Одна на всю жизнь

Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года, захворав от петербургских туманов и усердной учебы, он приехал к родным в Рябово — отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью, да задержался, а потом еще, и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость, призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее, от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа, в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку, к Саше. В Петербург прибыли уже вместе, обвенчались, родили пятерых детей и полвека прожили в любви и согласии, в очередной раз разрушив миф о непременно богемном образе и несчастливой личной жизни художников.

В Москву, в Москву!

Иногда нужно найти своё место географически, и именно там удастся сделать то, для чего ты в мире есть. Таким местом для Васнецова стала Москва. Изысканный парадный Питер был для него слишком европейским и слишком холодным (и речь не только и не столько о погоде). В Москве же всё казалось чудом и одновременно самой что ни на есть реальной жизнью. «Сколько я чудес видел!», — рассказывал он жене, возвращаясь с обычной прогулки.

Первый шаг в сторону своего настоящего дара Виктор Михайлович Васнецов сделал, написав картину по мотивам «Слова о полку Игореве». Сказать, что встречена она была холодно — это существенно смягчить реальность. Академисты и передвижники в кои-то веки согласились друг с другом в том, что картина никуда не годится. И только поддержка его учителя из Академии Павла Чистякова позволила Васнецову справиться со шквалом критики. Учитель отметил самую суть не только картины, а васнецовского таланта в целом: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…»

Именно этот самобытный русский дух Васнецов воплотит в своих сказочных сюжетах, в былинах и даже пейзажах. Не получится сказать, чью традицию Васнецов продолжает — он не продолжает, он создает. Что до него представляли собой сказочные сюжеты? Лубочные картинки или книжные иллюстрации. Он их перенес на холст, причем сделал это так мощно, что при стопроцентной узнаваемости иллюстрациями они быть перестали. Это — не сюжеты сказок, это «преданья старины глубокой» в их первозданном виде. Кажется, именно Васнецову в полной мере удалось воплотить пушкинское «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Ошибались передвижники, полагая, что это возможно исключительно в изображениях угнетенного народа. Политические строи могут сменять друг друга, иногда — очень быстро, как показала история, мода на направления художественные — тоже вещь непостоянная, а ковры-самолеты, Серый Волк и Аленушка, Кащей да Баба-Яга, которым Васнецов распахнул дверь в «серьезное искусство», оказались вневременны.

Виктор Васнецов в Киеве: Владимирский собор

На предложение Адриана Прахова, киевского искусствоведа и историка, расписывать Владимирский собор, Васнецов ответил отказом. Всю ночь напролет думал, а поутру отправил вслед Прахову телеграмму, в которой сообщил, что принимает его предложение. Прежде, чем взяться за работу, он съездил в Италию, посмотреть фрески. Вместо планируемых трех лет работа над собором заняла 10 лет, а Васнецова в итоге провозгласили основателем новой иконописи (1, 2, 3, 4, 5).

Дом художника Виктора Михайловича Васнецова

Вернувшись из Киева, Васнецов смог выстроить себе дом. И внутреннее убранство, и архитектура — все создано по его эскизам. В нем он с семьей и прожил оставшуюся жизнь. К тому времени имя его уже гремело и в России, и в Европе, проходили его персональные выставки. Налаженное течение жизни было нарушено общественными пертурбациями. Революцию Васнецов не принял, но и от эмиграции отказался, выбрав, по всей видимости, внутреннюю эмиграцию — ею стал цикл «Поэма семи сказок». В советские годы он не был предан забвению, правительство даже назначило ему персональную пенсию, однако тот факт, что новые порядки он не приветствовал, а образовавшуюся страну именовал словом «нерусь», старались особо не упоминать.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Ольга Хрипченко
Юлия Семенова
Елена Басюбина
Galina Rosca
Татьяна Иванова
Зоя Эфендиева
+44

Лента
Виктор Михайлович Васнецов говорил, что картина «Богатыри» – это его обязательство перед народом, благодарность ему за то, что «вырастил, воспитал, вооружил уменьем». Замысел у него возник еще в 1871 году. Он набросал карандашом эскиз. Через пять лет в Париже повторил рисунок уже в красках. В мастерскую к нему в этот момент вошел Василий Поленов и восхитился. Васнецов же щедро предложил, мол, бери себе, раз нравится. Поленов возмутился тем, что Виктор Михайлович Васнецов так легко разбрасывается столь замечательными работами, однако сам художник не видел на тот момент ничего особенного в этюде. Поленов предложил сегодня широко известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Написав своих трех богатырей, Виктор Михайлович Васнецов таки подарил Поленову тот эскиз.

Художник признавался, что более всего его влечет древняя Русь: «Характер, понимаешь ли, дух русского человека, когда он перед силами природы, перед врагом один стоял и ни у кого защиты не просил». В картине «Богатыри» Виктору Михайловичу Васнецову удалось максимально полно отразить этот характер. А первый подход к теме мастер сделал еще в работе «Витязь на распутье»

На огромном полотне изображена застава. Глядя на три грандиозные конные фигуры на картине Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри", поневоле вспоминаешь былинное: конь бежит – земля дрожит. В центре композиции восседает на огромном черном коне Илья Муромец. Телосложения он крепкого и могучего. Приставив руку ко лбу, Илья Муромец обозревает округу. Взгляд спокойный и уверенный, в нем и основательность, и цепкость (ничто не укроется от этого взгляда) и великодушие (сильный может его себе позволить) и простота – простого роду этот богатырь, выходец из народа и потому особо любим народом. В одной руке у него копье и щит, с запястья другой свисает тяжелая булава – о ней сказано «палица булатная сорока пудов». Но рука Ильи Муромца не сгибается под этой тяжестью, словно браслет какой, а не сорок пудов на ней. Среди трех богатырей на картине он атаман, главный над всеми. Конь – под стать ему, «лютым зверем» его называют в былинах. В качестве сбруи – тяжелая металлическая цепь, только ею и можно обуздать норовистого коня.

Слева от него на картине "Богатыри" другой легендарный герой русских былин – Добрыня Никитич. Он знатного происхождения, что видно и по его изящной кольчуге и по переливающемуся, сияющему алмазами да рубинами алому щиту, и по изысканной тонкой сбруе белоснежного статного коня. В былинах он представлен человеком зрелым, степенным, благородным. Он старше товарищей. Таким его и изобразил Васнецов. Видно, что Добрыня Никитич силой большой обладает, но при этом нетерпеливости в нем нет, он опытный и рассудительный. Рука его на картине "Богатыри" наполовину вынула меч из ножен, он готов в любой момент выхватить его и, можем быть уверены, промедления не допустит. Кстати, меч-кладенец Добрыни в былинах фигурирует как заговоренный, отнятый у самого Змея Горыныча.

Справа на картине Виктора Михайловича Васнецова на буром коне Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. В руках у него лук со стрелами, а на боку висят гусли – не только персонажи былин воевать могут. Алешу легко представить весельчаком, песенником, в его образе сильно лирическое начало, а сила его – в сметливости и ловкости. Конь Алешин пощипывает траву и кажется беззаботным. Но благодаря своей поджарости и легкости в бою он будет быстр и стремителен, как молния.

Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной силы русской. Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.

Илью Муромца для картины "Богатыри" Виктор Михайлович Васнецов писал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. Прототипом юного Алеши Поповича стал Андрей, сын мецената Саввы Мамонтова, в чьем имении в Абрамцеве летом гостил Васнецов с семьей. А вот Добрынюшка для художника практически семейный богатырь. Искусствовед Николай Прахов утверждал: «Лицо Добрыни является собирательным типом Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора». Хоть это не единственная версия, не менее популярна и та, согласно которой Добрыня написан с Поленова. А вот с лошадьми все однозначно – все они из конюшни Саввы Мамонтова.

Работал над картиной «Богатыри» Васнецов очень долго. Более того, когда уже готовую работу купил для своей галереи Павел Третьяков, художник частенько захаживал туда с палитрой в руках – чтобы вносить еще какие-то правки. Любимой его картиной была «Аленушка», а вот самой важной Виктор Михайлович Васнецов считал «Богатырей». Более того, из-за них чуть было не отказался от росписи Владимирского собора в Киеве. Фактически даже отказался, в первую очередь потому, что опасался картину «Богатыри» забросить. Правда, в итоге все же и собор расписал, и полотно закончил (подробнее – в биографии).

Автор: Алена Эсаулова
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Хрупкая фигурка юной девушки застыла на краю зимнего леса. Над ее головой — темное ночное небо, кое-где искрящееся звездами, вдалеке на горизонте едва видны огоньки деревенских окон. Легкая поземка дымчатой кисеей скрывает очертания деревьев и избушек на заднем плане, на толстом снежном слое отпечатались глубокие следы, идущие из леса. Перед нами «Снегурочка» — известная картина Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году.

Своим появлением это полотно обязано дружбе великого художника с Саввой Мамонтовым — российским предпринимателем и покровителем искусств. В 1881 году у Мамонтова появляется идея представить широкой публике театральную постановку пьесы «Снегурочка», написанную Островским. Он предлагает Васнецову поработать над декорациями будущего спектакля, и художник дает свое согласие — ведь для него это было возможностью получить новый художественный опыт.

Спустя несколько лет Васнецову довелось заниматься оформлением сцены к опере Римского-Корсакова, и после этого он принимает решение о создании собственного полотна на эту тему. Так и появилась картина Виктора Васнецова «Снегурочка».

Пьеса Островского — это литературное изложение известной народной сказки о дочке Мороза, которая ослушалась отцовского запрета и вышла к людям. На картине Васнецова «Снегурочка» мы видим молодую девушку, лицо которой отражает внутреннюю борьбу: ей очень хочется пойти туда, к людям, но она боится неизведанного — того, что ждет ее среди незнакомых и чужих людей. Она словно застыла в полуобороте, решая сложный вопрос: не вернуться ли домой к отцу, пока еще не поздно?

На картине Виктора Васнецова «Снегурочка» лесная опушка с маленькими елочками по краю ярко освещена лунным светом, который позволяет разглядеть причудливые узоры на теплой одежде, цепочку заячьих следов и слегка сдвинутые в тревожном раздумье девичьи брови. В какую сторону пойти — продолжить ли опасный путь, повернуть ли обратно? Выросшую среди лесных обитателей девушку давно уже манят веселые песни и смех, часто доносящиеся со стороны деревни, она хочет познакомиться с этими людьми, стать такой же как они. Однако отец ее предостерегал от такого шага, убеждая в том, что в лесу ей будет безопасно. А что если он неправ?

Для Виктора Михайловича Васнецова его картина «Снегурочка» стала одной из важных работ: он трудился над этим полотном на протяжении нескольких лет, стремясь перенести на холст то знание глубины русской души, которое он почерпнул из народного фольклора и своих поездок по стране. Реакция публики была положительной: современники художника восторгались тем мастерством, при помощи которого художнику удалось соединить небесное и земное. По словам критиков, никто из художников не смог бы так точно передать всю красоту русской женщины, как это удалось Васнецову.

Сегодня полюбоваться картиной Васнецова «Снегурочка» можно в одном из залов Третьяковской галереи.
Виктор Михайлович Васнецов. Снегурочка
Вся лента
Работы художника
всего 98 работ
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри
10
Богатыри
1898, 295.3×446 см
Виктор Михайлович Васнецов. Аленушка
6
Аленушка
1881, 173×121 см
Виктор Михайлович Васнецов. С квартиры на квартиру
1
С квартиры на квартиру
1876, 53.5×67.2 см
Виктор Михайлович Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами
0
После побоища Игоря Святославича с половцами
1880, 205×390 см
Виктор Михайлович Васнецов. Спящая царевна
4
Спящая царевна
1926, 214×452 см
Виктор Михайлович Васнецов. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи
1
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи
1869, 46.2×36 см
Виктор Михайлович Васнецов. Букет. Абрамцево
0
Букет. Абрамцево
1880-е , 44×33.5 см
Виктор Михайлович Васнецов. Портрет Елены Адриановны Праховой
1
Портрет Елены Адриановны Праховой
1894, 211.7×153.2 см
Виктор Михайлович Васнецов. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой
1
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой
1896, 146×87 см
Посмотреть все 98 работ художника
HELP