Иван Крамской увидел карандашный набросок, названный Васнецовым
«С квартиры на квартиру», и сказал, что из этого сюжета получится отличная картина. Исправить он рекомендовал только некоторые детали: всё лишнее убрать, двух стариков вывести на открытую, всеми ветрами продуваемую площадь. Васнецов реализовал эту задумку лишь через несколько лет.
Промозглый зимний Петербург, нищие старик со старухой, в отрепьях, с узелком, в который поместилось всё, нажитое ими в течение жизни, да со старым кофейником в придачу. Согбенные, отчаянные, в глазах – ни малейшей надежды на какую бы то ни было перемену участи. Шпиль Петропавловской крепости, в которой Достоевскому пришлось провести немало времени, находясь под следствием, делает еще более явной отчетливую отсылку к певцу униженных и оскорбленных.
Картина перекликается с работами передвижников – те же отчаянье и изможденность на лицах ребятишек мы видим в
«Тройке» Перова.
Старики изгнаны из прежнего жилища, идут, куда глаза глядят. Где искать новое место? Хватит ли скудных копеек на съем какого-то угла? Да и есть ли те копейки? Возле них – моська, вероятно, единственное существо, которое есть у них в мире, помимо друг друга. Сейчас они все трое стали бездомными.
Пейзаж подчеркивает тоскливое настроение картины: низкое, свинцовое питерское небо, грязноватый обледеневший снег, силуэты птиц, которые кажутся вестниками беды. Хотя можно ли этим людям предсказать какое-то несчастье, когда вся жизнь их – несчастье?
Васнецов выставил картину на пятой выставке передвижников. Приняли ее восторженно, называли лучшей его работой. В рецензии критика Владимира Стасова читаем:
«Что за бедные люди, что за печальная порода человеческая! (…) Какая тоска и унылость вокруг!». Передвижники надеялись, что Васнецов продолжит писать в этом направлении, но получилось иначе.
Автор: Алена Эсаулова