Регистрация

Похороны сардинки

Предложить название
1814, 82.5×62 см • Масло, Дерево
Аннотация
Франсиско Гойя – специалист по жутким историям и непростым для понимания сюжетам. Его «Капричос» даже сопровождались подписями, без которых сложно, а иногда и совсем невозможно понять замысел Гойи. Но картина, о которой пойдёт речь, не вписывается в этот ряд персональных фантазий Гойи. «Похороны сардинки» – это не произвол авторской фантазии, а реально существовавший в Испании ритуал с лёгким привкусом абсурда.

Зачем испанцам хоронить сардину?


В пепельную среду – день, предшествующий началу Великого Поста, жители Мадрида и других городов Испании, а также испанских колоний в Латинской Америке, шумной толпой высыпали на улицы. Многолюдная процессия несла впереди себя большую рыбу (сделанную из подручных материалов). Со всех сторон раздавались притворные рыдания и громкий потешный плач. Ближе всех к безвременно почившей рыбе располагались громко стенающие «вдовы» с черными усами – группа ряженых испанских мужчин. Все идущие изображали безутешную скорбь, неизбежно переходящую в народные гуляния с песнями и плясками. Задача похорон сардины та же, что у любого карнавала: повеселиться и покуражиться так, чтобы хватило на все семь недель предстоящего поста. В конце праздника чучело рыбы сжигали (совсем как чучело Масленицы во время аналогичного праздника), а пепел бросали в воду.

В наше время этот обычай с соблюдением всех установленных ритуалов лучше всего сохранился на острове Тенерифе – самом большом из островов Канарского Архипелага, бывшей испанской колонии. Пиренейские конквистадоры в XVI веке экспортировали на Тенерифе из Испании не только грипп и оспу, но также католическую религию и сопутствующие ей ритуалы вроде потешных похорон мёртвой рыбы, нашедших отражение в известной картине Франсиско Гойи.

Версии происхождения «Похорон сардинки»


Похороны мёртвой рыбы бессмысленны только на взгляд рационалиста. Но в карнавальном сознании, переворачивающем мир вверх ногами и предпочитающем порядку – весёлый хаос, ничего невозможного не существует. По одной из версий, похороны сардины – это трансформация другого карнавального ритуала, еще более древнего. Когда-то в Испании накануне поста принято было погребать специально для этой цели заколотого поросёнка. Название такого жертвоприношения – cerdna – было созвучно слову «сардина», так что со временем и хоронить стали её: чем абсурднее, тем веселее!

Другая версия приурочивает ритуал как раз к эпохе Гойи: якобы при короле Карлосе III, первом покровителе художника, народ во время карнавала угостили протухшими сардинками. Но угощение сопровождалось таким количеством вина, что подданные Карлоса III не обиделись, а решили учредить торжественные похороны безвременно усопшей рыбы.

Место картины в творчестве Франсиско Гойи


Фред Лихт, специалист по творчеству Гойи, пишет: «Похороны сардинки» – одно из самых удивительных и виртуозных из дошедших до нас произведений кисти Гойи. Редко кто достигал такой решительности и смелости мазка. Каждый мазок является каллиграфическим чудом и в то же время с виртуозной точность живописует выражения лиц и эмоциональный заряд каждой позы или жеста. Глядя на картину, мы оказываемся где-то посередине, в идеальной точке равновесия между гобеленами Гойи и его «черными картинами». Буйное народное веселье первых постепенно сменяется тревожностью последних. В потемнении колорита, в неоднозначной маске на стяге и особенно в избыточности жестов и движений зритель начинает смутно ощущать беспокоящий подтекст массовой истерии, лежащей в основе фиесты».

Реванш «Похорон сардинки»


Сейчас «Похороны Сардинки» хранятся в Королевской академии Сан-Фернандо (Мадрид). Интересно, что в 1763-м и 1767-м годах юный Гойя, страстно желавший там учиться, подавал свои работы на конкурс, но его не приняли, поскольку необычный стиль Гойи оказался слишком далёк от представлений академиков о прекрасном. Однако теперь Гойя рассматривается как величайший художник Испании после Веласкеса, а Академия Сан-Фернандо почитает за честь иметь его картины, в том числе «Похороны сардинки», в своём собрании.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье
  • Борис Михайлович Кустодиев. Масленица
  • Анонимные последователи Иеронима Босха. Битва Карнавала и Поста. По мотивам Иеронима Босха
Масленица
29 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Арлекин-музыкант
  • Орацио Джентилески. Даная
  • Эдвард Мунк. Мужчина и женщина
фигуративная живопись
Собирает Кристина К.
27 работ • 0 комментариев
  • Франсиско Гойя. Портрет дамы
  • Франсиско Гойя. Портрет актрисы Антонии Сарате
  • Франсиско Гойя. Серия "Тавромахия", лист 20: Прыжок с гаррочей Хуанито Апиньяни в выступлении на арене Мадрида
Goya
Собирает Olga Held
140 работ • 0 комментариев
  • Плакаты СССР. Ночь - работе не помеха!
  • Пабло Пикассо. Череп, морские ежи и лампа на столе
  • Пабло Пикассо. Герника
Прекрасные
47 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Орацио Джентилески. Даная
5
Даная
Орацио Джентилески
1621, 161.3×226.7 см
Франсиско Гойя. Серия "Тавромахия", лист 20: Прыжок с гаррочей Хуанито Апиньяни в выступлении на арене Мадрида
2
Серия "Тавромахия", лист 20: Прыжок с гаррочей Хуанито Апиньяни в выступлении на арене Мадрида
Франсиско Гойя
1815, 29.9×40.7 см
Франсиско Гойя. Портрет актрисы Антонии Сарате
3
Портрет актрисы Антонии Сарате
Франсиско Гойя
1811, 71×58 см
Франсиско Гойя. Портрет дамы
1
Портрет дамы
Франсиско Гойя
1807, 103×83 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP