Портрет испанского монарха Карла III в костюме охотника Франсиско Гойя написал, еще не будучи придворным художником, но страстно желая им стать. В 80-х годах XVIII века Гойя, сделавший себе имя при дворе благодаря эскизам гобеленов для королевской шпалерной мануфактуры, находит друзей и покровителей среди высокопоставленных вельмож. Самыми громкими именами были
граф Флоридабланка, герцог Осуна (
1,
2) и младший брат короля Карла III, опальный
инфант Дон Луис. Гойя выполнял их парадные и семейные портреты, и в конце концов в придворных разговорах и застольных беседах имя Гойи стало звучать так часто, что им заинтересовался и сам король.
Что известно о короле Карле III из истории?
Король Карл III (1716-1788) из династии Бурбонов, на время правления которого приходится начало и середина творческой жизни Гойи, был для Испании далеко не худшим монархом. Он провёл множество серьёзных реформ в духе просвещённого абсолютизма. Реформы касались экономики, просвещения, государственного администрирования и были настолько успешны, что позволили Карлу III вытащил Испанию из кризиса и морального упадка, в котором она пребывала в XVII веке. Карл III сбалансировал налоги, ограничил привилегии грандов и увеличил доходы испанской казны в 4 раза. При нём стали бурно строиться новые шоссейные дороги и военные корабли. Конечно, никакие реформы не обходятся без сопротивления, и при Карле III тоже неоднократно вспыхивали народные бунты, подстрекаемые иезуитами. Например, когда была введена свобода хлебной торговли, бунтовали Барселона, Андалусия и родная Гойе Сарагоса. Карл III отреагировал на восстания бессмертным афоризмом:
«Мой народ как ребёнок – он плачет, когда его моют».
В жизни Карл III отличался весёлым характером, славился своей вежливостью и обходительностью, был честен и справедлив. Некоторые историки берутся утверждать, что Карл III был лучшим испанским монархом со времён Фердинанда и Изабеллы (2 пол. XV – начало XVI вв.). Причём если Фердинанд Католик и Изабелла Кастильская взлелеяли в Испании институт инквизиции, то Карл III инквизицию, напротив, как следует поприжал, чтобы не зверствовала. И за всё время правления Карла III инквизиция казнила только четверых.
Гойя – придворный художник испанских королей
Придворным художником Гойя желал стать со всей страстью, доступной его холерическому темпераменту. В 1785 или 1786 году, когда Гойе было уже под сорок, он наконец получает почётный заказ – написать портрет Карла III в костюме охотника, когда король выезжал пострелять дичь в горах за пределами Мадрида. Из писем Гойи известно, как бурно художник радовался этому заказу, что не помешало ему изобразить короля без всякой идеализации.
«Он отобразил Карла III, – пишет Антон Ноймайр, – т
аким, каким увидел его в действительности: уставшим, преждевременно постаревшим, со сгорбленными плечами, худым лицом, без зубов и кривоногим, а также с «шеей общипанной птицы». Но всё-таки талант художника превратил изображаемую модель в шедевр искусства и наградил всемогущего монарха миролюбивыми чертами человеческой сущности».
В июле 1786 года Гойя пишет радостное письмо своему ближайшему другу Мартину Сапатеру о том, что после возобновления работы королевской мануфактуры гобеленов королю было представлено несколько кандидатур тех, кто мог бы возглавить её работу, и король среди всех выбрал Гойю.
«Так случилось, что отныне я – придворный художник, – ликует в письме Гойя, –
Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять 15 тысяч реалов!»
Известен также другой,
более торжественный, портрет Карла III работы Гойи, написанный приблизительно в 1886-1887 годах.
Официальным художником Карла III Гойя пробыл всего два года: в 1788-м монарха не стало. Впрочем, и его преемник
Карл IV (не обладавший, к сожалению, и десятой долей государственных талантов Карла III) не только оставит Гойю на должности придворного художника, но и сделает его чуть ли не своим конфидентом и существенно увеличит мастеру жалованье.
Автор: Анна Вчерашняя