Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Амедео Модильяни
Амедео
 Модильяни
Италия 1884−1920
Подписаться421             
Подписаться421             
Биография и информация
 
Амедео Модильяни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июля 1884, Ливорно — 24 января 1920, Париж) — итальянский художник и скульптор, который не был признан при жизни, но теперь регулярно потрясает аукционы.

Особенности творчества художника Амедео Модильяни: виртуозное сочетание линии и объема; «скульптурные» тела и лица; ню, сочетающие чувственность, эротизм и некоторую отрешенность, дистанцию; плоские лица; закрашенные, без зрачков глаза моделей; двухмерное изображение; удлиненные головы персонажей, длинные шеи.

Известные картины Амедео Модильяни: изображение Анны Ахматовой, многочисленные «Обнаженные», «Портрет Жанны Эбютерн».

Пытаясь хоть как-то классифицировать творчество художника Амедео Модильяни, специалисты относят его произведения к экспрессионизму. Но, справедливости ради, это довольно натянутое утверждение. Модильяни — это… Модильяни. Его картины чрезвычайно скульптурны, кажется, в них — сожаление о том, что стать скульптором ему не удалось. А его образ жизни был слишком шокирующим даже для всякое повидавшего района Монпарнаса…

Проклятие Модильяни

Моди (от фр. maudit — проклятый) — так его называли. Казалось, над ним и правда проклятье лежит. Амадео Модильяни даже на фоне богемного образа жизни, который вели французские художники в начале века, выделялся. Он был слишком: слишком нищий даже для перебивающих с хлеба на абсент собратьев по кисти, слишком пьющий даже для далеких от трезвости, слишком скандальный и буйный даже для нарушителей правил и попирателей ценностей, слишком беспутный — даже для пишущих проституток художников!

Модильяни страстно желал успеха, который пришел к нему лишь после смерти. Это сегодня его картины бьют все рекорды на аукционах. А тогда — изысканный, неприкаянный и совершенно не приспособленный к жизни художник погубил свою жизнь и увлек за собой в могилу ту, что любила его. Трагическая судьба Модильяни оставляет горькое послевкусие.

Семья художника Амедео Модильяни

Амедео Модильяни был четвертым, самым красивым и самым любимым ребенком Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Благополучное еврейское семейство проживало в итальянском городке Ливорно близ Тосканы. Правда, к его рождению благополучной семья быть перестала: когда Евгения со схватками лежала в постели, чиновники явились описывать имущество обанкротившегося Фламинио. Всё самое ценное поспешно свалили на кровать роженицы, неприкосновенную по итальянским законам. Не очень-то дружелюбно мир встретил будущего художника.

Мальчик рос хрупким и болезненным. Мать в нем души не чаяла. А отец… Отец оказался слаб, и не сумел взять себя в руки и с новыми силами приняться за дело. Детей на ноги поставила сама Евгения — да-да, в те времена, когда женщине очень непросто было зарабатывать деньги, Евгении Гарсен это удалось. Она открыла частную школу, которая вскоре стала очень популярна. До конца жизни Модильяни с большим трепетом говорил о матери. А об отце — почти никогда не упоминал. Роль главного мужчины в его детстве выпала на долю деда по материнской линии. Он и привил мальчику любовь к искусству.

У маленького Амедео — плеврит, затем брюшной тиф. По легенде, в горячечном бреду он без конца говорил об увиденных в музеях картинах и твердил, что хочет рисовать. Впрочем, по другим данным, рисованием он начал заниматься еще раньше, не в столь драматических обстоятельствах. Как бы то ни было, четырнадцати лет, оставив школу, он пошел учиться в художественную студию Гульельмо Микели.

Туберкулез впервые дал о себе знать, когда Амадео исполнилось 16 лет. Чтобы поправить его здоровье, мать увезла мальчика на зиму на юг. Рим, Неаполь, Капри — Модильяни делал наброски, писал и ухлестывал за девушками. Вернувшись, Модильяни подался во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры, оттуда — в Венецианский Институт изящных искусств вслед за своим другом Оскаром Гилья. И, похоже, именно в Венеции Модильяни впервые попробовал наркотики.

Биография художника: Модильяни в Париже

Всю жизнь он тосковал по родной Италии, собирался в нее вернуться и начать новую жизнь. И возвращался пару раз, но остаться не смог: Париж манил снова и снова. Впервые в Париж Модильяни приехал в 1906 году. Поначалу жил в дорогом отеле и ходил по музеям. Живописи учился в Академии Коларосси. А параллельно перезнакомился с художественным бомондом. Вскоре съехал из дорогого отеля в дешевую квартирку и… пустился во все тяжкие. Модильяни с Утриллло были едва ли не самыми скандальными буянами и алкоголиками Монпарнаса.

Вначале он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже — чтобы скрасить разочарование. У него было много приятелей, но вряд ли кого-то можно было назвать его другом. Многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми. Модильяни оставался в изоляции. Лидерами двух лагерей были Матисс и Пикассо. Модильяни не следовал ни за одним из них. У него был свой путь, но какой? Он и сам толком не знал, и никто не знал. Может, и правда, этот элегантный, помешанный на чистоте красавец — «проклятый»?.. Он писал картины — их обходили молчанием, не замечали. Он неистово жаждал признания. Его не было. Потом он уже пил, потому что не умел иначе.

В 1909 году, познакомившись со скульптором Константином Бранкузи, Модильяни увлекся ваянием. Скульптуре он посвятит около пяти лет. Это были очень тяжелые годы жизни. Занятия скульптурой требовали больше вложений, чем живопись. Да и здоровье нужно было покрепче, чем у истощенного беспутным образом жизни и болезненного художника. Но это увлечение существенно повлияло на живопись Модильяни и позволило сформировать собственный стиль. Его картины созданы под взглядом в первую очередь ваятеля, и лишь потом — художника. Отсюда особая осязаемость, скульптурность тел, плоские лица, длинные носы, изогнутые шеи. Он словно ваял кистью. Модильяни написал портреты многих знаменитых современников: Пикассо, Сутина, Липшица и других.

Часто ему приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины нужны… Успеха при жизни он не дождался, но были коллекционеры, которые чувствовали, что он создает нечто особенное. Среди его меценатов — Поль Александр, Поль Гийом, Леопольд Зборовский. Зборовскому даже удалось в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль организовать выставку Модильяни. Продлилась она часа два, после чего полиция потребовала снять картины и закрыть выставку по причине ее непристойности.

Женщины в жизни Модильяни

Женщины были от него без ума. Натурщицы с огромным удовольствием соскальзывали с подиума для позирования в постель художника. В русскоязычном пространстве фамилия Модильяни тесно связана с Анной Ахматовой — впервые они встретились в знаменитом любимом художниками парижском кафе «Ротонда» в мае 1910 года. Ахматова с Гумилевым приехали в свадебное путешествие. По настоянию Гумилева Париж молодожены покинули стремительно… Но в следующем году Ахматова вернулась сама, и два месяца они с Модильяни провели в регулярных встречах.

Первая длительная и очень драматическая связь Модильяни — отношения с Беатрис Хестингс. Умная, хлесткая поэтесса Беатрис оказалась под стать своему строптивому любовнику. Нередко их видели танцующими обнаженными на Монпарнасе. Беатрис отличалась неуемным сексуальным темпераментом. Их отношения были подобны военным, объединяла их испепеляющая страсть, она же и отталкивала друг от друга. По многочисленным свидетельствам, скандалили они безобразно, и рукоприкладство в паре было обычным делом. Амедео безумно ревновал, а Беатрис давала немало поводов для ревности. Познакомились они в 1914 году, а в конце 1915 года Беатрис попросту сбежала. Но встреча с главной женщиной в его жизни была впереди.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн

Модильяни особенно знаменит своими прекрасными ню. При этом он написал около 20 портретов Жанны Эбютерн и ни разу не изобразил ее обнаженной (1, 2, 3). Они встретились в феврале 1917-го. Ему было 33 года, ей — 19. Жанна — художница, и очень неплохая. Она училась в школе при Академии Коларосси.

Современники описывают Жанну как невзрачную, скромную, тихую мышку. Тихую, но не робкую, в ней угадывалась сила и настойчивость. Чем отличалась Жанна, его главная любовь, мать его ребенка, последовавшая за ним в могилу, от прочих женщин в жизни Модильяни? Пожалуй, тем, что безоговорочно его принимала. Она не мечтала его переделать, а ясно видела, каков он, — и оставалась рядом.

Родители девушки были категорически против Модильяни. Вопреки надеждам окружающих, отношения с Жанной не изменили его. Он по-прежнему беспробудно пил, употреблял наркотики, всегда был без денег — даже когда его покровителю Леопольду Зборовскому удавалось что-то продать, Модильяни немедленно приглашал кого-то из приятелей и пропивал гонорар. К тому же, есть большие сомнения насчет его верности Жанне и нет сомнений по поводу грубого обращения — свидетельства современников совпадают в этом. И всё же — в этих отношениях была нежность, которую ранее он не проявлял ни к кому. Зачастую они просто бродили или сидели на лавочке или в кафе, очень тесно прижавшись друг к другу, словно стремясь раствориться в своей любви и не возвращаться в жестокий мир.

Когда Жанна забеременела, Модильяни признал ребенка. У них родилась дочь. А когда он узнал о второй беременности подруги, то даже собрался на ней жениться. Но сделать это так и не смог. 24 января 1920 года в больнице для бедных Модильяни умер от туберкулезного менингита. Жанна Эбютерн, бывшая на 9 месяце беременности, в палате не плакала. А приехав к родителям, под утро следующего дня выбросилась из окна 6 этажа. Их дочь Джованну впоследствии удочерила сестра Модильяни.

Есть легенда о том, что Жанна однажды сказала Зборовскому: «Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все это поймут». Так и вышло. В день похорон Модильяни проводить его в последний путь, кажется, вышел весь Монпарнас. Еще несколько дней назад над ним насмехались и гнали его отовсюду. А теперь цены на его картины стремительно росли — в буквальном смысле с каждым шагом шествовавших за гробом…

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Alexandr Brijevatyy
+74

Лента
Амедео Модильяни. Портрет женщины с серьгами
Амедео Модильяни. Портрет девушки с голубыми глазами
Амедео Модильяни. Портрет женщины
Амедео Модильяни. Портрет юной брюнетки
Амедео Модильяни. Портрет женщины
Амедео Модильяни. Кристина
Амедео Модильяни. Портрет голубоглазого мальчика в матроске
Амедео Модильяни. Портрет молодой женщины
Амедео Модильяни. Портрет рыжеволосой женщины
Амедео Модильяни. Портрет женщины
Амедео Модильяни. Портрет женщины
Амедео Модильяни. Портрет женщины в шляпе
Амедео Модильяни. Кариатида. Обнаженная фигура на фоне сада
Амедео Модильяни. Портрет мадам Зборовской
Амедео Модильяни. Портрет женщины
Амедео Модильяни. Портрет молодой женщины
Амедео Модильяни. Бородатый мужчина
Амедео Модильяни. Портрет мужчины с моноклем
Амедео Модильяни. Портрет молодой женщины
Амедео Модильяни. Портрет молодой женщины
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 362 работы
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн
5
Портрет Жанны Эбютерн
1918, 46×29 см
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
10
Лежащая обнаженная
1917, 92×60 см
Амедео Модильяни. Цыганка с ребенком
2
Цыганка с ребенком
1919, 115.9×73 см
Амедео Модильяни. Сидящая женщина в белой блузе
2
Сидящая женщина в белой блузе
1919, 100×65 см
Амедео Модильяни. Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской
2
Женщина с веером. Портрет Лунии Чеховской
1919, 100×65 см
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн
3
Портрет Жанны Эбютерн
1919, 54×39 см
Амедео Модильяни. Эльвира. Портрет девушки с белом воротничком
5
Эльвира. Портрет девушки с белом воротничком
1918, 92×65 см
Амедео Модильяни. Стоящая обнаженная (Эльвира)
1
Стоящая обнаженная (Эльвира)
1918, 100×65 см
Амедео Модильяни. Сидящий мальчик в кепке
1
Сидящий мальчик в кепке
1918, 100×65 см
Посмотреть все 362 работы художника
HELP