Описание работы «Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)»
Одной из самых таинственных работ Модильяни, история создания которой кажется то выдумкой, то былью, является написанный им карандашный портрет Ахматовой — «Женщина, лежащая на кровати». Его появлению предшествует цепочка событий, которая привела к встрече двух гениев искусства — художника и поэтессы.
Май 1910 года. В Париж в свадебное путешествие приезжает чета молодоженов-поэтов — Николай и Анна Гумилевы. Молодой супруг ведет свою жену в кафе «Ротонда» — именно там собираются представители литературной и художественной богемы. Среди них — Амедео Модильяни, экспрессивный и остро чувствующий художник.
Тонкая фигурка Анны, ее печальный взгляд и точеные черты лица в один миг поразили его в самое сердце. Модильяни не отводил от Ахматовой глаз, она заметила его интерес и подошла к нему. Гумилеву, наблюдавшему со стороны, это не понравилось, и он на русском языке обратился к жене, предложив уйти из этого «сарая». Модильяни, почувствовавший в интонациях Гумилева плохо скрываемое раздражение и понимая, чем оно вызвано, не удержался и в резкой форме сделал поэту замечание, указав на то, что окружающие не понимают, о чем он говорит. Вспыхнувшая искра стала предтечей того огня, который разгорелся затем между Ахматовой и Модильяни и породил знаменитый карандашный набросок-портрет Ахматовой.
По словам поэтессы, которая в середине 60-х годов прошлого века написала небольшое эссе-воспоминание о Модильяни, все их встречи носили целомудренный характер. Они прогуливались по улочкам Парижа, сидели в парке на скамье под большим черным зонтом и вдвоем декламировали любимые стихи. Портрет Ахматовой, по ее словам, был написан Модильяни по памяти после его возвращения домой с прогулки.
На рисунке мы видим женщину, возлежащую на софе и опершуюся на подушки. На ней надето легкое платье в цветочек, открывающее плечи. Правой рукой женщина оперлась о подушку, левая свободно лежит на софе. Длинный подол платья слегка прикрывает ее босые ноги. От всей позы веет медитативным спокойствием: плечи расслаблены, глаза полуприкрыты. Набросал Модильяни портрет Ахматовой в несколько линий, за исключением головы женщины, выписанной очень тщательно, и узора на платье.
В 1910 году они встречались всего несколько раз, после чего всю зиму Модильяни писал письма в далекую Россию. Следующая их встреча произошла спустя год — Анна на два месяца приехала в Париж. Все это время художник и поэтесса провели, почти не разлучаясь: были и частые прогулки в парке Бют-Шамон, и посещения парижских кафе, и поездки в Булонский лес. Как именно писал Модильяни портреты Ахматовой — по памяти или с живой натуры — мы никогда не узнаем.
Этот карандашный рисунок художник подарил Ахматовой вместе с другими 15-ю набросками. К сожалению, большинство из них были утеряны в бурные революционные годы, и до наших дней дошло всего несколько эскизов.