В 2015 году
«Лежащая обнаженная» Модильяни получила статус второй самой дорогой в мире картины из выставлявшихся на открытые торги. В ноябре 2015 года покупатель из Китая
выложил за нее 170 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Дороже на 9 миллионов на открытых торгах
оценивались лишь «Алжирские женщины» Пикассо. Горькая ирония судьбы! Около ста лет назад Модильяни, внезапно оказавшийся при деньгах (что с ним случалось нечасто), вручил пять франков Пикассо, бывшему на тот момент без гроша в кармане. Через несколько лет уже прославившийся Пикассо занес бедствующему Модильяни сто франков. Если Пикассо и при жизни удалось познать успех и финансовое благополучие, то Модильяни жил и умер в нищете. Знали бы они, сколько будут стоить их работы через сто лет!
Большинство ню Модильяни написаны в 1916-1917 году по заказу Леопольда Зборовского. Коллекционер, немало сделавший для того, чтобы мир узнал об Амедео Модильяни, чувствовал, на что ставить.
Как это свойственно работам Модильяни, лицо модели стилизовано, миндалевидные глаза написаны без зрачков и полуприкрыты, что усиливает томную эротическую атмосферу. Модильяни мечтал быть скульптором, но на это у него не хватило ни средств, ни здоровья. Любовь к скульптуре отчетливо заметна в его ню – словно он смотрит на натурщицу в первую очередь взглядом ваятеля, а не художника. Четко обозначенные мышцы, любовно «слепленная» грудь делают тело лежащей на голубой подушке женщины практически осязаемым. Четко продумана композиция картины: обнаженное тело образует диагональ, а раскинутые руки модели создают пересекающую эту диагональ линию.
Если тело и лицо женщины наполнены ощущением неги и расслабленности, они излучают теплое сияние, то тон написан ярко, плотно, в экспрессивной манере. Создаваемый таким образом контраст усиливает общее впечатление от этого ню – одного из самых удачных в творчестве художника.
Напомним, что в ХХ веке возникло новое прочтение ню, поначалу приведшее к скандалам и вызвавшее возмущение у благочестивых зрителей. «Обнаженкой» в высоком искусстве никогда не удивишь, но – возмутительно! – эти выскочки художники умудрялись показывать не просто обнаженных, а раздетых женщин. Но женщины Модильяни именно обнажены. Кажется, что они даже отделены от зрителя некой чертой, завесой, к ним просто так не протянешь руку. И при этом они более чем чувственны, их эротизм не вызывает сомнений. Известно, что писались они в весьма фривольной атмосфере: женщины обожали Модильяни, он на них действовал гипнотически (есть легенда, что художник в юности даже соблазнил собственную тетю Лауру), и натурщицы с превеликом удовольствием за время сеанса несколько раз перемещались с подиума в его постель и обратно.
Модильяни – мастер линии. Неповторимое изящество, с которым в его ню описаны контуры женского тела, делает эти картины узнаваемыми и придает им особый шарм. Лежащих женщин с запрокинутыми руками он писал неоднократно (
1,
2,
3).
При взгляде на них вспоминается знаменитая
«Обнаженная Маха» Гойи. Напомним, в 1813 году инквизиция конфисковала две картины Гойи с Махой (в одежде и без), сочтя их непристойными. В следующем веке нравы смягчились, и выставку (единственную прижизненную!) Амедео Модильяни через пару часов после открытия полиция просто велела закрыть. Аргументы организатора Леопольда Зборовского и Берты Вайль, в чьей галереи были выставлены картины, о том, что ню – чтимый с давних времен жанр, и апелляция к классике не возымели действия. Что же им противопоставил инспектор полиции?
«Да, но у этих обнаженных – волосы!». Именно так, отсутствие депиляции сделало произведения искусства недопустимым и практически порнографическим явлением.
Автор: Алена Грошева