войти
опубликовать

Иван
Павлович Котовщиков

Россия • 1905−1995

Биография и информация

Родился в Тюмени. Занимался в Тюменской изостудии (1920-1925) у И.И. Овешкова, К.П. Трофимова. Учился в Уральском художественно - промышленном техникуме в Свердловске (1925-1928) и Омском художественно - промышленном училище им. А.М. Врубеля (1928-1930) у В.П. Трофимова. Член СХ с 1939. Живописец, рисовальщик, акварелист, иллюстратор, художник театра. Пейзажист, автор жанровых композиций. С 1930 - в Тюмени. Работал в городском Камерном театре (1931-1932); главным художником Саранпаульского драматического театра (1923-1933). Сотрудничал со многими книжными издательствами (Тюмень, Омск, Москва). Работал в редакциях издательств газет в Омске ("Молодой большевик"", 1937-1941) и "Омская правда", 1941-1942), в Тюмени ("Тюменская правда", 1950), в Москве ("Красный воин", 1940-е). Один из организаторов Тюменского отделения СХ РСФСР. Участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. В 1986 - персональная выставка в Тюмени (ТКГ). Произведения находятся в ТМИИ, ТГИАМЗ, ТОКМ и в частных российских собраниях. Умер в Тюмени.

Иван Павлович Котовщиков (1905 г.р.) - коренной тюменец. Получив первые профессиональные навыки в студии, он продолжил свое образование сначала в Уральском художественно-промышленном техникуме, а позднее - на живописном отделении Омского художественного училища им. М. Врубеля. Окончив его в 1930 году, художник возвращается в свой родной город, где прошли его детство и юность. В течение нескольких лет он работает художником-декоратором в городском Камерном театре оперы и оперетты, а позднее - главным художником Сарапульского драматического театра. Он пробует свои силы почти во всех жанрах театрального искусства: в драме, опере, оперетте. Эскизы тех лет свидетельствуют о несомненном живописном мастерстве, чувстве стиля молодого художника. И хотя Котовщиков применяет различные способы решения сценического пространства, именно живопись всегда играет у него доминирующую роль. Наиболее интересное и оригинальное решение нашел художник в постановке оперетты «Гейша» английского композитора С. Джонсона. В эскизах ему удалось передать колорит пряного экзотического Востока благодаря использованию ярких национальных деталей в обстановке (фон -пейзаж Японии с видом на священную гору Фудзияму, обрамленный стилизованными фигурками драконов и разноцветными фонариками). К иным средствам театральной выразительности обращается Котовщиков при сценическом во­площении пьес советских драматургов. Условность пространства, использование всевозможных станков и конструкций, обращение к символике и аллегории можно встретить в ряде эскизов. Но неизменно объемные сценические установки художник всегда обогащает театральной живописью. Отдав театру много времени и сил, Котовщиков прежде всего оставался пейзажистом. В течение многих десятилетий он с любовью пишет свой родной город. И сейчас, перешагнув свое восьмидесятилетие, он остается творчески активным, интересным самобытным художником. Об этом свидетельствует одна из последних и лучших его живописных работ - «Зимний день», которая экспонировалась на юбилейной выставке, посвященной 400-летию Тюмени.