Регистрация
Константин Павлович Трофимов
Россия 1885−1944
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Во многом определил художественную жизнь Тюмени середины 20-х годов и оставил в ее культуре неизгладимый отпечаток своей собственной яркой творческой индивидуальности. Детство и юность будущего художника прошли в Тюмени. Именно здесь под руководством опытного педагога, учителя искусств Александров­ского реального училища Н. В. Кузьмина (1858−191?) он получил первые профессиональные навыки в области рисунка и живописи. Позже, в 1906 году, он едет в Москву, поступает в Строгановское художественно-промышленное училище и по его окончании некоторое время преподает в нем «акварель, рисунок, стилизацию и изучение русского стиля». В Москве Трофимов попадает в совершенно иную интеллектуально-духовную среду. Он общается и работает с крупнейшими мастерами изобразительного искусства конца Х1Х-начала XX в.: архитекторами В. Жолтовским и И. Рербергом, скульпторами Н. Андреевым и В. Домогацким, живописцами и графиками Е. Лансере и И. Нивинским и многими другими. В этот период он участвует в реставрационных работах Московского кремля, расписывает потолки в Музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), покрывает фресками один из залов особняка московского купца-миллионера Г. Г. Тарасова на Спиридоновке (ныне ул. А. Толстого), построенного по проекту и под руководством его учителя, архитектора И. Жолтовского, выполняет декоративно-отделочные работы для здания Скако­вого общества и Брянского вокзала (с 1934 — Киевского), обращается к керамике.

Вернувшись в Тюмень в 1923 году, Трофимов принимает активное участие в художественной жизни города, во многом продолжив начатое его предшественниками, в частности, И. Овешковым. Он сотрудничает в губернской газете «Трудовой набат», пишет декорации к спектаклям Камерного театра, преподает рисование в школах и учреждениях города, участвует в выставках, а через газету дает объявление об открытии художественной студии. Она была открыта в двухэтажном краснокирпичном здании, расположенном на углу улиц Республики и Войновской (ныне Институт культуры).

«…На первый год входят следующие предметы: рисование карандашом, углем, живопись, стилизация, композиция, история искусств, изучение стилей в связи с композицией. При наличии средств откроются мастерские прикладных искусств», такова предложенная художником программа занятий студии. Прошедший сам прекрасную школу профессионального мастерства, Трофимов много внимания уделял в студии преподаванию рисунка, выработке у своих учеников навыков композиционного мышления, прививал им любовь к линии — прихотливой и мелодичной, вкус к яркости, звучности цвета, декоративному началу. Именно он познакомил студийцев с творчеством любимых и наиболее близких ему по духу русских художников Н. Рериха, И. Билибина, В. и А. Васнецовых, мастерами круга «Мир искусства».

Так, богатство знаний, тонкое чувство стиля помогли художнику в работе над созданием эскиза обложки книги «История средних веков». Работа заставляет вспомнить изысканность перегородчатых эмалей Западной Европы, колористическую насыщенность средневековой миниатюры.

Некоторые графические листы Трофимова навеяны искусством Востока. Увлечение художника китайскими свитками и японской гравюрой приходится на период его учебы в Строгановском училище. И в тюменский период восточное искусство было постоянным источником его творческого вдохновения. Так, на состоявшейся в Тюмени в 1925 году художественной выставке Трофимов представляет несколько работ. Вот что пишет автор статьи, опубликованной на страницах местной печати: «…Очень хорошее впечатление оставляют несколько вещей Трофимова: стилизованный „Самурай“, прихотливо сочетающий мягкий восточный колорит с геометрической фигурностью. „Танец“ в тех же тонах и тоже стилизованный, полон движения и экспрессии». К сожалению, эти произведения художника не сохранились и известны нам лишь по любительским фотографиям.

В фондах музея хранится работа Трофимова, исполненная им тоже в 1925 году в технике акварели с использованием туши и пера — «Сказка», в которой проявились все свойственные модерну особенности пластического языка — плоскостное решение первого плана, усиление композиционно-ритмической роли контурного рисунка, а также линии — гибкой и музыкальной, яркости и звучности цвета. Эта акварель удивительно созвучна восточной поэзии:

«Усыпанные жемчугом узоры

И камни изумрудные в косе

И золотые на шелках узоры

И состязанье в блеске и красе…».

Прекрасное знание всеобщей истории искусств, умение передать дух разных эпох, их стиль во многом помогли художнику в работе над оформлением интерьера вновь построенного в Тюмени в 1924 году Камерного театра. Так, Трофимов «…вестибюль театра расписывает в древнеримском стиле, партер — в стиле модерн, а курительную комнату — в восточном стиле», -так сообщает автор статьи «Театр и искусство». Открытие Камерного театра". Окончив училище в 1912 году со званием художника первой степени по декоративной живописи и керамике, позже он с увлечением занимается мелкой пластикой, резьбой по дереву.

Еще в студенческие годы Трофимов испытал сильное увлечение майоликой. Под руководством талантливого педагога, в будущем известного скульптора Н. А. Андреева, возглавлявшего керамическую мастерскую в училище, он изучает особенности и свойства глины, знакомится с технологией ее обжига, занимается составлением фарфоровых масс, глазурей, а позднее ведет «поиски красивых форм и красок, при воплощении в натуре своих замыслов». В начале 1900-х годов художником была исполнена небольшая по размерам декоративная скульптура «Маркиза», изображающая даму в костюме XV11I века, Эта единственная из подлинных его работ, переведенных в материал (вариант с видоизмененной росписью хранится в одном из частных собраний). Статуэтка выполнена в технике майолики и покрыта богатой красочной подглазурной росписью. Ее пластическая форма и декор самой фигурки дают полное представление о стилистике модерна с характерным для него ретроспективизмом.

По приезде в Тюмень Трофимов проектирует мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Так, в частных собраниях и сейчас хранятся разнообразные по форме полочки, стулья, стол, божница, братины, ковши, вазы, портретные рамки, украшенные объемной, сочной резьбой по дереву с использованием камней, цветного стекла, металла, выполненные по рисункам Трофимова замечательным мастером В. В. Тепляковым (1888−1957). Важно, что художник не только изучил и органически воспринял традиции народного искусства, но и передал свои знания Теплякову, обучив его также чтению профессиональных рисунков.

В 1925 году Трофимов уезжает в Омск, где в течение нескольких лет преподает рисунок и композицию в Сибирском художественно-промышленном техникуме им. М. Врубеля. В связи с его отъездом студия, просуществовавшая неполных три года, была закрыта. Однако, лучшие начинания таких самобытных и талантливых художников и педагогов как М. Авилов, И. Овешков, Е. Кропивницкий, К. Трофимов, во многом определивших активность и своеобразие культурной жизни Тю­мени в начале 1920-х годов, в дальнейшем нашли свое естественное продолжение в творчестве их учеников — мастеров следующего поколения — В. П. Барашева, И. И. Кротова, И. П. Котовщикова, А. П. Митинского, П. А. Россомахина. Годы, проведенные в студии (1918−1920; 1920−1923; 1923−1925) объединили художников, многому их научили, отшлифовали их дарование. Но несмотря на общность истоков (студия, учителя) постепенно каждый из них приобретает неповторимую творческую индивидуальность, свой художественный почерк, круг тем и образов.

Читать дальше

HELP