войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1857
Размер: 54×67 см
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 11 подборок

Описание картины «Искушение»

В мрачной каморке с деревянным полом и низким сводчатым потолком разыгрывается типичная городская драма. Лукавая сводня пытается сбить с истинного пути молодую и хорошенькую девицу-белошвейку, на руках которой умирает старая мать. Искусительница протягивает жертве браслет и указывает на стоящего за дверями мужчину (его лицо с вытаращенными глазами едва читается в черноте дверного проёма). Встреча невинности и порока – сюжет широко распространённый в мировом искусстве, а по качеству живописи картину Шильдера «Искушение», хоть и написана «крепко», всё же сложно назвать шедевром. Так чем же оно знаменито? А вот чем: традиционно считается, что именно эта картина, вместе со «Стычкой с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, была первым приобретением коллекционера Павла Михайловича Третьякова для его собрания. Стало быть, славная история Третьяковки началась с «Искушения».

Чем же имя далеко не самого известного художника привлекло начинающего коллекционера? Почему уже через несколько лет в списках первых картин для своей галереи Третьяков о Шильдере даже не упоминал, словно напрочь забыв о нём? И наконец, почему датой создания галереи считается 1856-й год, тогда как картина написана не ранее 1857-го, а отправлена Третьякову и вовсе в 1858-м? Над этой путаницей из дат и мотивов билось не одно поколение искусствоведов и музейных хранителей.

«Искушение» Шильдера: сопоставляем документы и даты

О том, что отправка картины состоялась именно в 1858-м, то есть на два года позже «канонической даты» создания Третьяковской галереи, когда в её собрании уже точно имелись Худяков, Саврасов и Лагорио, есть неопровержимое свидетельство – письмо самого Николая Шильдера Павлу Третьякову, датированное 16 июля 1858-го: «Милостивый государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной посылать не совсем удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числа этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н.Шильдер».

«Обещанная сумма» – это 150 рублей, деньги, по тем временам, небольшие, но для небогатого Шильдера, зарабатывавшего на пропитание простым копированием знаменитых картин из русских музеев, существенные. Тот факт, что Третьяков отправил художнику аванс, подтверждается следующей распиской: «От г. Павла Михайловича Третьякова получил пятьдесят руб. серебром за картину «Искушение», которую я ему продал за 150 руб. сереб. Н.Шильдер».

Казалось бы – финансовый документ, уж с ним-то точно не поспоришь. Но и тут у музейщиков возникли неожиданные вопросы. Эта расписка, чистосердечно принятая поначалу за автограф Шильдера, нацарапана буквально на обрывке бумаги, на ней не проставлена дата, а беглые карандашные строчки – не очень разборчивы и небрежны. Сотрудники отдела рукописей Третьяковской галереи обратили внимание, что почерк в расписке разительно отличается от почерка Шильдера в письме – очень аккуратного и изящного (кстати, по происхождению Николай Густавович Шильдер был прибалтийским немцем). Пришлось приглашать эскпертов-криминалистов. Они провели почерковедческое исследование и подтвердили: Шильдер этой расписки не писал!

Версия событий от дочери Павла Третьякова

Александра Павловна Боткина, дочь коллекционера, написавшая об отце мемуары «П.М.Третьяков в жизни и искусстве», предложила своё объяснение разнобоя с датировками: «Началом своего собрания, первой картиной русских художников, Павел Михайлович называет «Искушение» Шильдера. Он помечает это приобретение в каталоге 1856-м годом. По письму Шильдера мы устанавливаем другую дату… Эту разницу в датах можно объяснить, предположив, что картина была только начата или даже в эскизе, когда Павел Михайлович её увидал впервые, и что она была окончена художником для Павла Михайловича».

Итак, Александра Павловна предполагает, что Третьяков увидел эскиз, который настолько ему понравился, что он закал для себя картину по этому эскизу. Правдоподобно? Не слишком. Дело в том, что Александра Боткина проецирует на «Искушение» более позднюю практику своего отца: в дальнейшем Третьяков действительно не просто покупал уже написанные картины известных русских художников, а зачастую заказывал им работы. В свою очередь, некоторые художники показывали коллекционеру эскизы и азартно торговались, в каком размере и за какие деньги могут исполнить по этим эскизам полноценную работу. Но это касалось мастеров уже закончивших Академию и сделавших себе определённое имя. А Шильдеру на момент приобретения «Искушения» было 28 лет, и он еще ничем не прославился, да и в Академии не сделал никаких особых успехов – его достижения на тот момент ограничивались малой серебряной медалью, то есть соответствовали «среднему уровню подготовки художника».

Как и где промышленник Третьяков мог познакомиться с живописцем Шильдером, у которого в 1856-м году еще не было никакого реноме в художественной среде? Тем более – как мог Третьяков, только-только планирующий начать собирать произведения искусства и еще не имеющий для этого достаточной квалификации, самостоятельно, без подсказок экспертов разглядеть некого неизвестного мастера, чтобы купить или, тем паче, заказать ему картину «Искушение»? Всё это выглядело настолько немотивированным и неправдоподобным, что в средине 2000-х сотрудники Третьяковской галереи вынуждены были пересмотреть устойчивый стереотип (правда, инспирированный самим Третьяковым) о том, что история Третьяковки началась с «Искушения» Шильдера.

Когда же Третьяков впервые увидел «Искушение» на самом деле?

Рядовой студент Академии художеств Николай Шильдер, учившийся батальной живописи у профессора Богдана Виллевальде, но не сделавший на этом поприще заметных успехов, в середине 1850-х годов решил попробовать себя в живописи жанровой. Пример для подражания был перед глазами: скоропостижно скончавшийся совсем недавно, в 1852-м году, художник Павел Федотов, автор «Свежего кавалера» и «Сватовства майора», положивший начало русскому жанру, но не успевший развить успех по причине ранней смерти. Его творчеством наверняка вдохновлялся Шильдер, когда писал своё «Искушение». Установили даже, откуда был заимствован мотив картины. Из рисунка Федотова «Мышеловка, или Бедной девушке краса - смертная коса».

В январе-феврале 1858-го года (собрание Третьякова, напомним, уже существует около двух лет) Шильдер представил свою картину на выставке Московского училища живописи и ваяния. Правда, в каталоги вкрались досадные ошибки: картина была названа не «Искушение», а «Обольщение», а фамилию никому не известного художника и вовсе исказили: «Шильдерн».
Сейчас специалисты Третьяковки почти уверены, что именно на этой зимней выставке 1858-го года картину и увидел Третьяков, заказал её весной, а уже летом написано письмо Шильдера об отсылке картины, приведённое выше. К этому моменту в коллекции Третьякова уже, вероятно, были Саврасов (этот) и Худяков, Лагорио и Лебедев, Штенберг и Шебуев, Соколов, Клодт, Горавский. Так что «Искушение» Шильдера никак не могло быть первым приобретением Третьякова. Утверждение, что он купил «Искушение» в один год (1856-й) с «Контрабандистами» Худякова, сделанное Третьяковым спустя 35 лет после этой даты в ответ на просьбу желавшего разобраться критика Стасова, специалисты теперь считают аберрацией памяти коллекционера.

За давностью лет Третьяков просто ошибся: он никак не мог приобрести картину в 1856-м: скорее всего, в это время её просто не существовало в природе.

Эпилог

• Николай Шильдер так и остался в истории «художником одной картины», хотя был довольно плодовит, а его парные овальные портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны хранятся во французском музее д`Орсе.

• Павел Третьяков, кроме «Искушения», не купил у Шильдера более ничего.

• Секрет расписки, которую никак не мог написать Николай Шильдер, объясняется просто: это был наскоро набросанный кем-то сведущим в деловых бумагах образец, на основе которого мог составить собственную расписку Шильдер.

• Легенда о том, что история Третьяковки началась с «Искушения», складывалась десятилетиями, но опровергается неумолимыми фактами.


Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии