В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции. В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. Весной 1862 года состоялась его свадьба с Елизаветой Гавриловной Владимирцовой. С 1860-го по 1870-й много путешествует по стране с целью изучения родной природы, упорно и плодотворно работает. В 1867 году, через два года после смерти Елизаветы Гавриловны, Клодт женится второй раз. Работает профессором в Академии художеств (1873—1886). Скончался Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года.
Выдающийся русский художник-пейзажист.
Племянник Петра Карловича Клодта - выдающегося русского скульптора, педагога.
В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции.
В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид реки Аа".
С целью изучения родной природы совершал многочисленные поездки по России. Работал в 60-е годы в традициях демократического направления русского искусства.
Клодт создал реалистические пейзажи: "Большая дорога осенью" (1863), "Вечерний вид в Орловской губернии", за который в 1864 получил звание профессора, "Закат солнца в Орловской губернии" (1867) и др.
Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам крестьянской России.
Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками.
Картина "На пашне" (1871), представленная на I Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым полотном А.Г.Венецианова. Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам. Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили художнику создать впечатление панорамного изображения с беспредельным пространством. Художнику удалось тонко передать ощущение теплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом. С Венециановым роднит его лишь ощущение радости крестьянского труда, плодовитой щедрости природы.
Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие, неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально окрашенного присутствием человека ("Вечерний вид в Орловской губернии", 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск).
В 70-х гг. 19 в. под воздействием творчества И.И. Шишкина в искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы ("Лесная даль в полдень" 1878, и др.).
В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять их негативное отношение к академическому художественному методу. После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало.
С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.