Василий Дмитриевич Ермилов (21 марта 1894 — 6 января 1968, Харьков) — украинский художник, живописец, график, дизайнер-новатор, конструктивист. Василия Ермилова называют «отцом украинского авангарда».
Особенности творчества художника Василия Ермилова: помимо ярких и запоминающихся живописных работ Василий Ермилов был художником-конструктором, работал с объемными формами и создал множество проектов малых форм практического назначения, в том числе киоски и трибуны, книжные и агитационные фургоны. Ермилов много работал с промышленной графикой, разрабатывал дизайн упаковок, торговых знаков и даже спичечных коробков, создал собственный шрифт, рисовал обложки для книг, оформлял журналы. Среди станковых работ отдавал предпочтение пейзажу, писал портреты и жанровые картины.
Известные работы художника Василия Ермилова: «Дама с веером», «Гитара», рельеф «Патефон. Аргентинское танго», рельеф «Гражданская война», рельеф «День искусства», проект памятника Велимиру Хлебникову.
Революция, воплощенная в искусстве, была в каждой работе Ермилова. «Отец украинского авангарда», «харьковский
Пикассо», «украинский
Татлин» - каких только эпитетов не приписывали этому талантливому, скромному и работящему харьковскому художнику! Среди современников Ермилова ходила такая шутка - мол, для полноценной композиции Ермилову хватит двух палочек, а вот
Лисицкому уже нужно не меньше трех. Это совершенно не мешало Василию Ермилову воспевать новое время, организовывая городское пространство родного Харькова знаком и буквой, формой и цветом. Его конструктивистские решения присутствовали на всех праздниках и парадах; он создавал трибуны и плакаты, расписывал агитпоезда и книжные фургоны, делая атмосферу столицы Украинской ССР тех времен современной и прогрессивной.
Сын портного, Василий Ермилов начал учиться искусству рисования очень рано. В 11 лет он поступил в художественно-ремесленную мастерскую Харьковского общества грамотности, где его преподавателем был выпускник Пражской художественно-промышленной академии
Ладислав Тракал. Первое признание пришло еще тогда, в детстве: рассказывают, что памятный адрес, который сделал юный Ермилов, был признан лучшим и послан в подарок Льву Толстому к 80-летию писателя.
Получив свидетельство «подмастерья декоративной живописи» в 15 лет, Ермилов стал брать заказы, начал выставляться и параллельно продолжил обучение – вначале в Харьковской художественной школе, потом в частной «Студии» художников-импрессионистов Эдуарда Штейнберга и Алексея Грота. Затем юноша уехал в Москву, где в 1912 году поступил в МУЖВЗ, учился вместе с
Давидом Бурлюком и
Владимиром Маяковским, работал в студиях
Ильи Машкова и
Петра Кончаловского. Большим открытием для художника стала коллекция
Сергея Щукина, а особенно – работы Пабло Пикассо. В Москве художник себя не нашел, и в 1913 году вернулся в родной Харьков, где стал членом художественной группы «Будяк», а через год получил диплом мастера декоративной живописи в Харьковской художественной школе. Дальнейшие творческие штудии Ермилова прервала Первая мировая война, его призвали в армию, художник получил в боях ранение, был контужен и награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
Революцию 1917 года Василий принял всем сердцем, поверил в грядущие перемены и связал свое творчество с изменениями, происходящими вокруг. Новый революционный мир требовал утилитарных и ярких решений – Ермилов оформлял улицы и площади родного Харькова, расписал агитпоезд «Красная Украина», работал с теми красками, которые были доступны. В агитплакатах для отделения УкРОСТА, в оформлении книг и журналов он выработал собственный «ермиловский» шрифт, который позже вошел в книги по графическому дизайну. Не забывал Ермилов и о народных цветочных орнаментах, любовь к которым художнику привил его учитель Ладислав Тракал.
1920-30-е годы были очень плодотворными для Ермилова: он был полностью увлечен «искусством художественного конструирования вещи», создавал дизайнерские решения для спичечных коробков и папиросных упаковок, участвовал в международных выставках в Кельне и Париже, разработал замечательные конструктивистские решения для оформления Харьковского Дворца пионеров и октябрят. В 1925 году художник стал членом Ассоциации революционного искусства Украины. По его инициативе на базе Харьковской художественной школы был создан Художественно-промышленный институт, в котором Василий Дмитриевич возглавил мастерскую графики. Он много экспериментировал с различными материалами – металлом, фанерой, деревом, веревками. Художник вспоминал: «Нужно было тот материал, что попадался под руку, наиболее полно использовать, ибо выбора не было. Есть красная и желтая краска и больше ничего, значит, делай, выбирай наиболее целесообразные сочетания и пятна и — поражай».
Сталинские репрессии конца 1930-х годов поставили крест на творческой судьбе многих художников-авангардистов. Василия Ермилова обвинили в формализме, художнику пришлось оставить преподавание в институте. В эти тяжкие годы забвения он не падал духом, работал дома, оформлял красные уголки в клубах и на заводах, после войны опять начал преподавать. В 1949-м году начались новые чистки, Ермилову к формализму «добавили» космополитизм и исключили из Союза художников.
В годы хрущевской оттепели о Ермилове вспомнили, его имя реабилитировали и восстановили его в рядах Союза художников. В 1962 году состоялась персональная выставка художника. Он опять стал преподавать в Харьковском Художественно-промышленном институте. Однако ж нового взлета не получилось, да и годы брали свое. Василий Ермилов умер в 1968 году.
Имя и творческие достижения легендарного украинского художника-конструктивиста помнят и чтут на его родине. В 1995 году была учреждена премия за достижения в области дизайна имени Василия Ермилова, а в 2012-м году в Харькове открылся Центр современного искусства
«ЕрмиловЦентр».