войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Петр
Петрович Кончаловский

Россия • 1876−1956
Петр Петрович Кончаловский (9 (21) февраля 1876 года, Славянск, ныне Донецкая область Украины — 2 февраля 1956, Москва) — русский художник, на которого большое влияние оказало творчество французских импрессионистов и особенно Поля Сезанна.

Особенности творчества художника Петра Кончаловского: в натюрмортах Кончаловского заметно влияние кубизма и фовизма, в пейзажах очевиднее всего влияние Сезанна, а в портретах - фирменная ирония и проницательность самого Кончаловского; художник придавал одинаково большое значение как цвету, так и форме в своих произведениях. 

Известные картины Петра Кончаловского: "Сирень в корзине", "Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда", "А. Н. Толстой в гостях у художника".

Петр Петрович Кончаловский в своей жизни соединил множество казавшихся несовместимыми характеристик. Художнику полагается богемная «свобода нравов»? А он всю жизнь прожил с единственной женщиной, причем был отнюдь не «творческим украшением дома», а настоящим папой для своих детей. Пора «сбрасывать классиков с корабля современности»? Сбрасывал, не без того. И при этом писал семейные портреты, которые стали его ключевой темой. Честные эмигрировали, остальные подстраивались или запродались? А Петр Петрович Кончаловский остался. Отказался писать портрет Сталина и продолжил в советской России, в том числе в разгар репрессий, изображать на картинах сирень, собственных внуков, цветущие деревья и натюрморты. При этом – лауреат Сталинской премии. Не человек, а бесконечный парадокс.

Щедрый на таланты род

Родовые переплетения в семье Петра Петровича Кончаловского столь примечательны, что хочется с них и начать рассказ о художнике. Кончаловский – сын потомственного дворянина, издателя и переводчика. Женился на дочери прославленного живописца Василия Сурикова. Об их потомстве наслышаны даже те, кто далек от живописи. У Петра Кончаловского и его супруги Ольги было двое детей – дочь Наташа и сын Миша. Сын вторым браком женился на испанке Эсперансе, а дочь, поэтесса Наталья Кончаловская первый раз вышла замуж за разведчика Алексея Богданова. От этого брака родилась дочь Екатерина. Второй муж Натальи Кончаловской был на 10 лет ее младше – это писатель (тогда начинающий), драматург, поэт Сергей Михалков. У них родилось два сына, оба ставшие впоследствии знаменитыми режиссерами – старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков. Сергей Михалков также удочерил Екатерину, которая позже вышла замуж за Юлиана Семенова, он известен всему постсоветскому пространству как создатель Штирлица.

Семья и искусство? Совместить!

Тяга к рисованию у Петра Кончаловского проявилась с малых лет. Первое художественное заведение – Харьковская рисовальная школа (родился художник в Славянске – сейчас он входит в состав Донецкой области, а тогда – Харьковской губернии). Потом отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета, который Кончаловский вскоре бросил и окончательно ушел в живопись. Благодаря издательской работе отца он познакомился с Суриковым, Репиным, Васнецовыми, Врубелем, Коровиным, Серовым, Левитаном. По рекомендации Коровина в 1896 году Петр Кончаловский поехал в Париж, где обучался у представителей тулузской школы - Лоранса и Бенжамена-Констана - и писал портреты.

Вернувшись в Россию, Кончаловский решил попробовать себя в святая святых русской живописи – петербургской Академии художеств. Хватило его ненадолго: прославленное заведение вызвало чувство глубокого разочарования, а впоследствии Петр Петрович Кончаловский даже сжег все картины, что написал в тот период. Из Академии он ушел в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского.

В 1902 году Кончаловский женится на дочери своего учителя Василия Сурикова. И становится Дадочкой, а Ольга Сурикова – Лёлечкой. Кстати, шафером на свадьбе у молодых был легендарный Врубель. По мнению одного исследователя, на первом же семейном совете молодые решили, что «будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности». Неведомо, что подразумевал автор, но и в мемуарах родственников, и в воспоминаниях современников можно обнаружить, что Петр Кончаловский отнюдь не был оторванным от семейных дел гением. Напротив, Лёлечке очень повезло с мужем, а детям – с отцом. Наташа родилась уже через год, а спустя еще пару лет появился сын Миша. Кончаловский лично укладывал малышей спать, рассказывал сказки и пел колыбельные, беззаветно возился с ними во время болезней, выводил на прогулки и, конечно, учил рисовать. А что делала жена? Выполняла свою основную задачу – любила Дадочку, а также занималась домом, водила детей на занятия, обучала музыке и языкам, была основной моделью и главным художественным авторитетом для Петра Кончаловского. Каждый эскиз, каждая картина, прежде чем считаться готовыми, представали на суд любимой жены. Если она говорила: «Не то, Дадочка», – второго шанса картина не имела.

В поисках себя

Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и "куски" от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», - признает родство с постимпрессионистами Кончаловский.

Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.

Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

Война, Крым, революция

На зиму Кончаловские вплоть до 1914 года уезжали в Париж, где художник сблизился с Ле Фоконье, Матиссом, Пикассо. Летом перебирались к Средиземному морю. В Первую мировую войну Дадочку мобилизовали. Он всегда носил при себе письма из дома, в которых дети и жена в мельчайших подробностях описывали свою жизнь. А маленькая Наташа свои первые стихи написала именно для папы и отправила ему в письме.

После войны художник с семьей уезжает в Крым. Для него начинается этап «завоевания цвета и воздуха»

В картинах этого периода отчетливо видно, как Петр Петрович Кончаловский преображает и воплощает свое увлечение Матиссом: «Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея». Сравните картины: «Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде» Матисса  и «Сосуды на красной скатерти» Кончаловского 

Сезанном: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку» («Натюрморт с кувшином и фруктами» Сезанна и ташкентский натюрморт Кончаловского).

Ван Гогом: «При первом же взгляде Ван Гог захватил внутренним драматизмом своей живописи и тронул, прямо до слез».

Революцию Кончаловские встретили в Москве. Эмиграция не обсуждалась. Вся семья жила в неотапливаемой квартире, вечера проводили, сгрудившись у чугунной печки. Согревшись чаем, Дадочка садился за пианино, а Лёлечка упорно учила с детьми французский. Несколько лет Кончаловский преподавал в живописной мастерской ВХУТЕМАСа, но быстро понял, что хоть преподавательская, хоть чиновничья деятельность слишком мешают искусству.

Быть советским художником? И честным человеком

Петр Петрович Кончаловский – уникальное явление в советской живописи тех кровавых лет. Он умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Кончаловский явно предпочитал писать Пушкина и Лермонтова  , пейзажи и своих внуков. Велика заслуга Луначарского в том, что Дадочке было позволено всё это делать. Он пояснял удивленным и жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней».

Отказаться писать Сталина в то время не представлялось возможным. По крайней мере, так, чтобы при этом сохранить жизнь и свободу. Петр Кончаловский и не отказался, а лишь поинтересовался: «Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Ему, наивному, пояснили, что об этом и речи быть не может, вождя придется писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, по фото – не обучен, как жаль.

Дом в Буграх (Калужская область) художник купил в 1932 году. Когда разрушали Белкино, поехал и забрал выброшенную дверь, «через которую входил Пушкин», и установил ее в своей мастерской. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство. Отсюда родом многочисленные пейзажи и натюрморты. Здесь художник и умер в 1956 году. По воспоминаниям родных, напоследок стал очень жадно относиться ко времени – постоянно писал, ни дня не пропуская, словно стараясь успеть как можно больше.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии