войти
опубликовать

Николай
Петрович Глущенко

Украина • 1901−1977

Биография и информация

Николай Петрович Глущенко (17 сентября 1901, Новомосковск, Екатеринославская губерния — 31 октября 1977, Киев) – украинский живописец, мастер портрета и пейзажа.

Особенности творчества художника Николая Глущенко: стиль художника, сформировавшийся в Берлине и Париже под влиянием фовистов (Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса Вламинка) и художников школы «Наби» (Пьер Боннар) в зрелые годы претерпел изменения под давлением мэтров советской художественной школы. Завербованный советской разведкой, Николай Глущенко много лет прожил в Париже, собирая разведданные для ГПУ. После возвращения в СССР художник был вынужден «впустить» на свои полотна соцреализм. В последние годы своей творческой карьеры Николай Глущенко опять вернулся к ярким красками и свободным широким мазкам, характерным для его ранних работ. Сегодня Николай Глущенко - один из самых дорогих украинских художников, творивших при Советской власти.

Известные картины художника Николая Глущенко: «Игроки в карты», «Март на Днепре», «Киевская осень», «Оттепель», «Зимнее солнце», «Солнце на море», серия «12 ню».

Николай Глущенко родился в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне — Днепропетровская область). Его отец был бухгалтером, он умер очень рано, и семья переехала в Курскую губернию. Здесь, в селе Борисовка, жили потомки старинного рода Глушковых-Глущенко. Дед и прадед Коли были художниками (в Борисовке жило и работало много иконописцев), и интерес к рисованию у мальчика возник довольно рано.

В 9 лет Николай поступил в 8-классное коммерческое училище Юзовки (ныне Донецк), но рисования не оставил. Под влиянием матери будущий художник принял решение поступать в высшую техническую школу и в 1918 году приехал в Харьков. Год спустя Глущенко призвали в Добровольческую армию под знамена генерала Деникина. Николай воевал, попал в плен, оказался в Польше, в лагере для интернированных лиц, откуда бежал и перебрался в Германию. Перебиваясь случайными заработками, юноша не оставлял любимого занятия – рисования. Могучее здоровье и увлечение спортом позволили ему выжить в тяжелейших условиях.

В Берлине Глущенко наконец-то начал учиться рисованию – вначале в частной студии Ганса Балушека, позже - у профессора Артура Кампфа. Профессиональное обучение он закончил в Берлинской высшей школе изобразительных искусств, в мастерской Эриха Вольфсфельда, здесь же познакомился с будущей женой Марией, уроженкой Бендер. Талантливого юношу поддерживали патриархи украинской эмиграции - гетьман Павел Скоропадский, профессор Роман Смаль-Стоцкий и писатель Владимир Винниченко. Овладев профессией художника, Николай Глущенко организовал в Берлине свою первую персональную выставку, имевшую большой успех. Он стал преподавать в школе своего учителя, профессора Кампфа, много выставлялся, картины покупали.

Молодой и спортивный красавец-художник, модник, любимец прекрасного пола, свой человек в эмигрантской среде, в начале 1920-х годов Николай Глущенко попал в поле зрения советской разведки. В 1923 году он познакомился с Александром Довженко, который в то время работал в украинском консульстве в Берлине. И в том же году Глущенко получил советское гражданство.

В 1925 году Глущенко переехал в Париж, куда съезжались многие эмигранты, бежавшие из молодой страны Советов. В его ателье на Монмартре часто бывали соотечественники Иван Труш, Николай Кричевский, захаживали Иван Бунин и Владимир Маяковский, Пабло Пикассо, Анри Матисс, и, конечно же, его берлинский друг Владимир Винниченко.

Осенью 1926 года Николаю Глущенко предложили сотрудничать с советской военной разведкой. Награда – возможность вернуться на родину. На протяжении 10 лет оперативник под псевдонимом «Ярема» поставлял в Центр не только информацию о том, чем «дышат» лидеры украинской и белой эмиграции, но и собирал разнообразные слухи и сплетни во время сеансов портретирования, а позже – стал источником военно-технических данных, заведя знакомство с бельгийским промышленником Андре Мирабо.

Желающих купить работы Глущенко было много: активно выставляющийся, плодовитый художник привозил из каждой европейской поездки десятки новых картин. В 1928 году вышел альбом «Двенадцать ню»: для картин, вошедших в сборник, ему позировала Мария, его соученица по Берлинской школе изобразительных искусств. Вскоре Николай и Мария поженились, у них родился сын Александр.

После настойчивых просьб и переговоров с посольством летом 1936 года Николай Глущенко с женой и сыном вернулись в СССР. В 1940 году художнику поручили организовать в Берлине выставку «Народное творчество СССР». Говорят, что Адольф Гитлер считал его лучшим пейзажистом Европы. И именно Глущенко одним из самых первых (а то и самым первым) сообщил советской разведке о подготовке Германии к войне с Советским Союзом. Этот факт стал известен широкой публике много лет спустя.

В 1944 году Глущенко с семьей переехал в Киев. Он стал преподавать в Киевской художественной школе, позже получил звание профессора. Необходимость соответствовать канонам соцреализма вынуждала художника оставить в стороне свой излюбленный стиль. Однако после войны такое потакание «вкусам» бонз из Союза художников давало Глущенко возможность много путешествовать, а также поддерживать молодых художников – Николай Петрович работал в закупочной комиссии. В 1963 году ему присвоили звание народного художника УССР, в 1975 году - народного художника СССР.

Незадолго до смерти Глущенко отобрал 250 своих полотен, выполненных в 1950-е годы, и попросил жену их сжечь. Воля автора не была исполнена: картины нашли в мастерской и передали на хранение в одно из музейных учреждений УССР без права экспонирования.

Николай Глущенко был очень трудолюбивым и плодовитым художником, мог написать картину за один день. Согласно мнению искусствоведов, наследие Николая Глущенко составляет от 5 до 8 тысяч полотен (по некоторым данным – до 17 тысяч). Украинский романист Станислав Стеценко посвятил судьбе Николая Глущенко книгу «Войны художников», которая вышла в 2016 году.