войти
опубликовать

Константин
Александрович Вялов

Россия • 1900−1976

Биография и информация

Один из основателей ОСТа. В 1914-17 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, 1918-20 – в Государственных свободных художественных мастерских у А. Моргунова, В. Кандинского, В. Татлина, в 1920-24 – во ВХУТЕМАСе у Д. Штеренберга. В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К. Малевича и В. Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе "Стенька Разин" В. Каменского (1923–24, Театр революции, Москва).

В 1925–28 – член ОСТа. В 1920–30-х работал над киноплакатами, оформлял книги. В середине 1930-х работал как маринист. В 1933–40 оформлял Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1941-42 создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС». Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке (1933), Лондоне (1934).

Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях.

В 1918—1925 Вялов учился в мо­сковском Вхутемасе, посещал мастерские ведущих художников русского авангарда - А. Моргунова, В. Татлина, П. Бромирского, А. Лентулова, В. Кандинского и Д. Штеренберга. Во Вхутемасе Вялов познакомился с пластическими идеями мастеров авангарда. На основе этих идей он изобретал новые худо­жественные формы - создавал контррельефы, отвлеченные композиции, увлекался идеями о связи музыки и живописи, стремясь применить свои от­крытия не только в станковых работах, но и в более, с его точ­ки зрения, социально-значи­мых видах искусства: в сцено­графии, журнальной и книж­ной графике, киноплакате. Как живописец Вялов был членом созданного в 1924 Общества станко­вистов (ОСТ). В общество во­шли такие замечательные мас­тера, как А. Дейнека, Ю. Пиме­нов, П. Вильяме, А. Лабас, А. Тышлер, А. Гончаров. Глав­ной целью этих художников было соз­дание картин на современную тему, написанных новым язы­ком, отказ от литературной повествовательности. Создан­ные Вяловым в 1920-е работы: «Милиционер» (1923), «Радио», «Мотоциклетный пробег» (1923-1925), «Водный старт», «Пинг-понг» (обе - 1927), «Кино Эйзенштейн на съемке» (1927-1928), «Кронштадский рейд» (1928) ориги­нальны не только по сюжету, но и по манере изображения, истолкованной автором как «монтаж смысла» и вырази­тельно сплавляющей воедино опыт плаката революционных лет с его лаконичным «теле­графным» языком, уличного искусства, плоскост­ную условность и полотно кар­тины, трактованной как мас­терски сработанной художест­венной вещи.

В первой половине 1930-х Вя­лов много путешествовал по СССР, увлеченный размахом перестройки страны из кре­стьянской в индустриальную. Он побывал на Урале, в Кры­му, Дагестане и Туркмении, что привело к появлению та­ких произведений, как «Крымский курорт» (1932), «Туркмения» (1934), «Водолазы в море» (1936), «Парашютисты» (1938). По натуре ро­мантик, художник не изменил мечтам и надеждам своих юношеских лет, продолжая до конца дней писать жизнеут­верждающие работы («Лесосплав», 1956; «Советский ледокол "Красин"Спасает итальянскую экспедиуию на Северном полюсе в 1928 году», 1956; «Сторожевой катер», 1963), красивые «домашние» пейзажи и натюрморты («У моря», 1960; «Сирень», 1963; «Флоксы», 1964). Картины Вялова хранятся в ГТГ, во многих государст­венных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.

Литература:

Константин Вялов. Буклет. М.,1968.

Константин Вялов. Каталог. М.,1981.