Один из основателей ОСТа. В 1914-17 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, 1918-20 – в Государственных свободных художественных мастерских у А. Моргунова, В. Кандинского, В. Татлина, в 1920-24 – во ВХУТЕМАСе у Д. Штеренберга. В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К. Малевича и В. Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе "Стенька Разин" В. Каменского (1923–24, Театр революции, Москва).
В 1925–28 – член ОСТа. В 1920–30-х работал над киноплакатами, оформлял книги. В середине 1930-х работал как маринист. В 1933–40 оформлял Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1941-42 создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС». Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Париже (1925), Берлине (1927, 1928), Венеции (1932), Нью-Йорке (1933), Лондоне (1934).
Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях.
В 1918—1925 Вялов учился в московском Вхутемасе, посещал мастерские ведущих художников русского авангарда - А. Моргунова, В. Татлина, П. Бромирского, А. Лентулова, В. Кандинского и Д. Штеренберга. Во Вхутемасе Вялов познакомился с пластическими идеями мастеров авангарда. На основе этих идей он изобретал новые художественные формы - создавал контррельефы, отвлеченные композиции, увлекался идеями о связи музыки и живописи, стремясь применить свои открытия не только в станковых работах, но и в более, с его точки зрения, социально-значимых видах искусства: в сценографии, журнальной и книжной графике, киноплакате. Как живописец Вялов был членом созданного в 1924 Общества станковистов (ОСТ). В общество вошли такие замечательные мастера, как А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильяме, А. Лабас, А. Тышлер, А. Гончаров. Главной целью этих художников было создание картин на современную тему, написанных новым языком, отказ от литературной повествовательности. Созданные Вяловым в 1920-е работы: «Милиционер» (1923), «Радио», «Мотоциклетный пробег» (1923-1925), «Водный старт», «Пинг-понг» (обе - 1927), «Кино Эйзенштейн на съемке» (1927-1928), «Кронштадский рейд» (1928) оригинальны не только по сюжету, но и по манере изображения, истолкованной автором как «монтаж смысла» и выразительно сплавляющей воедино опыт плаката революционных лет с его лаконичным «телеграфным» языком, уличного искусства, плоскостную условность и полотно картины, трактованной как мастерски сработанной художественной вещи.
В первой половине 1930-х Вялов много путешествовал по СССР, увлеченный размахом перестройки страны из крестьянской в индустриальную. Он побывал на Урале, в Крыму, Дагестане и Туркмении, что привело к появлению таких произведений, как «Крымский курорт» (1932), «Туркмения» (1934), «Водолазы в море» (1936), «Парашютисты» (1938). По натуре романтик, художник не изменил мечтам и надеждам своих юношеских лет, продолжая до конца дней писать жизнеутверждающие работы («Лесосплав», 1956; «Советский ледокол "Красин"Спасает итальянскую экспедиуию на Северном полюсе в 1928 году», 1956; «Сторожевой катер», 1963), красивые «домашние» пейзажи и натюрморты («У моря», 1960; «Сирень», 1963; «Флоксы», 1964). Картины Вялова хранятся в ГТГ, во многих государственных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.
Литература:
Константин Вялов. Буклет. М.,1968.
Константин Вялов. Каталог. М.,1981.