войти
опубликовать

Александр
Николаевич Волков

Россия • 1886−1957

Биография и информация

[19(31).8.1886, Фергана, - 17.12.1957, Ташкент].

Советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1946).

Учился в Петербурге (в мастерских В. Е. Маковского, 1908-1910, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина, 1910-12) и в Киевском художественном училище (1912-16, у Ф. Г. Кричевского), по окончании которого переехал в Ташкент.

Для ранних работ Волкова, созданных под воздействием кубизма, характерны стилизация и геометризация форм, насыщенный, богатый оттенками цвет ("Гранатовая чайхана", 1924, Третьяковская галерея); произведения конца 20-30-х гг. отличаются декоративной красочностью, крупными планами лиц, национальной характерностью образов ("Девушки с хлопком", 1932, Третьяковская галерея; "Колхозник", 1933, Музей искусства народов Востока, Москва); в дальнейшем, всё более преодолевая стилизацию, Волков обращается к поискам раскрытия человеческого характера (многочисленные автопортреты и другие произведения). Преподавал (1929-1946) в Ташкентском художественном училище.

Александр Николаевич Волков родился в Скобелеве (ныне Фергана, Узбекистан) 19 (31) августа 1886 в семье военного врача. С раннего детства мальчик испытывал чувство восторга перед окружающим миром, яркой южной природой. В отличие от большинства русских художников, совершавших путешествие на Восток ради встречи с красотами Востока, он отправился на Запад за знаниями.

Художник учился в петербургской Академии художеств (1908-1910) у В.Е.Маковского, а также в Киевском художественном училище (1912-1916) у Ф.Г.Кричевского. После окончания он вернулся в Ташкент.

Мозаики Киевской Софии, Джотто, Врубель, которого художник считал своим духовным учителем, кубизм и футуризм - все переплавилось в индивидуальную пластическую систему, главным в которой осталось - непосредственное восприятие жизни. Постепенно из мира Врубеля и Рериха, из мира иконной живописи, киевских сокровищ он перешел к тонким персидским миниатюрам, и далее к фигурам и пейзажам, которые сама действительность представляла ему и на строительстве Турксиба, и в новых кишлаках Ферганы, и на площадях современного Ташкента.

У народных мастеров Востока художник учился синтезу жизненных впечатлений, энергии пластического языка, символичности и декоративности цвета. Особое значение для него, как живописца, имело колористическое богатство среднеазиатского текстиля, вышивок, ковров, керамики. Волков исколесил всю Среднюю Азию вдоль и поперек, изучая закоулки старых городов, тесноту сцепленных друг с другом восточных жилищ.

В 1927-1930 Волков был членом местного объединения "Мастера нового Востока", объединившего в своих рядах художников разных национальностей.

Русский по происхождению, рожденный в Туркестане, получивший образование в Петербурге, Москве и Киеве, Волков явился связующим звеном между стилистической эволюцией европейских традиций начала ХХ века и народным декоративным искусством Востока, именно он повлиял на становление национальной узбекской школы живописи. Неповторимый живописный язык художника, присущая его работам колористическая насыщенность, глубина и свечение красок, постижение традиций народного примитива в соединении с библейскими сюжетами и суфийскими мотивами восточных религий придают его творчеству особые качества, позволяющие считать его выдающимся мастером первой половины ХХ века.

Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957.