• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Александр Николаевич Волков
Россия 1886−1957
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

[19 (31).8.1886, Фергана, — 17.12.1957, Ташкент].

Советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1946).

Учился в Петербурге (в мастерских В. Е. Маковского, 1908−1910, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина, 1910−12) и в Киевском художественном училище (1912−16, у Ф. Г. Кричевского), по окончании которого переехал в Ташкент.

Для ранних работ Волкова, созданных под воздействием кубизма, характерны стилизация и геометризация форм, насыщенный, богатый оттенками цвет («Гранатовая чайхана», 1924, Третьяковская галерея); произведения конца 20−30-х гг. отличаются декоративной красочностью, крупными планами лиц, национальной характерностью образов («Девушки с хлопком», 1932, Третьяковская галерея; «Колхозник», 1933, Музей искусства народов Востока, Москва); в дальнейшем, всё более преодолевая стилизацию, Волков обращается к поискам раскрытия человеческого характера (многочисленные автопортреты и другие произведения). Преподавал (1929−1946) в Ташкентском художественном училище.

Александр Николаевич Волков родился в Скобелеве (ныне Фергана, Узбекистан) 19 (31) августа 1886 в семье военного врача. С раннего детства мальчик испытывал чувство восторга перед окружающим миром, яркой южной природой. В отличие от большинства русских художников, совершавших путешествие на Восток ради встречи с красотами Востока, он отправился на Запад за знаниями.

Художник учился в петербургской Академии художеств (1908−1910) у В. Е. Маковского, а также в Киевском художественном училище (1912−1916) у Ф. Г. Кричевского. После окончания он вернулся в Ташкент.

Мозаики Киевской Софии, Джотто, Врубель, которого художник считал своим духовным учителем, кубизм и футуризм — все переплавилось в индивидуальную пластическую систему, главным в которой осталось — непосредственное восприятие жизни. Постепенно из мира Врубеля и Рериха, из мира иконной живописи, киевских сокровищ он перешел к тонким персидским миниатюрам, и далее к фигурам и пейзажам, которые сама действительность представляла ему и на строительстве Турксиба, и в новых кишлаках Ферганы, и на площадях современного Ташкента.

У народных мастеров Востока художник учился синтезу жизненных впечатлений, энергии пластического языка, символичности и декоративности цвета. Особое значение для него, как живописца, имело колористическое богатство среднеазиатского текстиля, вышивок, ковров, керамики. Волков исколесил всю Среднюю Азию вдоль и поперек, изучая закоулки старых городов, тесноту сцепленных друг с другом восточных жилищ.

В 1927—1930 Волков был членом местного объединения «Мастера нового Востока», объединившего в своих рядах художников разных национальностей.

Русский по происхождению, рожденный в Туркестане, получивший образование в Петербурге, Москве и Киеве, Волков явился связующим звеном между стилистической эволюцией европейских традиций начала ХХ века и народным декоративным искусством Востока, именно он повлиял на становление национальной узбекской школы живописи. Неповторимый живописный язык художника, присущая его работам колористическая насыщенность, глубина и свечение красок, постижение традиций народного примитива в соединении с библейскими сюжетами и суфийскими мотивами восточных религий придают его творчеству особые качества, позволяющие считать его выдающимся мастером первой половины ХХ века.

Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957.

Читать дальше