Описание картины «Желтая фисгармония со скрипкой»
«Желтая фисгармония со скрипкой» написана без учета перспективы, которой Рауль Дюфи блестяще владел. В 40-е годы он все чаще отказывается от линейной перспективы и максимально упрощает свою палитру. В данном случае перед нами виртуозный рисунок, выполненный всё с той же фирменной элегантной небрежностью Рауля Дюфи, сияющий желтый цвет, черно-белый нотный лист и полупрозрачный фон внизу. При этом картина поражает цветовым богатством. Кажется, что перед нами пятьдесят оттенков золотого.
Дюфи, как правило, не сводил рисунок и цвет, обычно цветные мазки выходят за линии рисунка – в том числе и этот прием позволял ему добиться удивительной изящной «как будто небрежности». Привлекает внимание нотный лист, своеобразный центр композиции, за счет своего аскетизма, кажется, многократно усиливающий сияние золотого, которым написаны и фисгармония, и скрипка. Инструменты разделены только линиями - теми самыми небрежно-изящными линиями Дюфи, составляющими одну из его особенностей.
«Желтая фисгармония» написана уверенно, производит ощущение цельности (не отменяющее присущую Дюфи легкость). Позади его эксперименты, художник нашел себя и свою нишу. Музыка и музыкальные инструменты наравне с морем, регатой, скачками, светским бытом и цветами, входят в круг основных сюжетов Рауля Дюфи (
«В честь Клода Дебюсси»,
«В честь Баха»,
"Мексиканский оркестр",
"Красный концерт").
Именно работы конца 40-х–начала 50-х были удостоены Гран-при на Венецианской биеннале в 1952 году. Рауль Дюфи, только недавно поправивший здоровье в американском госпитале, отдал премию в поддержку молодых художников, а сам переехал в Прованс.
Автор: Алена Эсаулова