Анемоны – любимые цветы Рауля Дюфи. Он их написал неисчислимое множество раз, то рисуя только анемоны, то вплетая их в букеты (
1,
2,
3).
Дюфи приходил в восторг от сияющего сочетания алого и фиолетового в анемонах. В те годы «в тренде» оказалось мнение, что изображать цветы и цветочные натюрморты в таком виде, декоративном, – признак мещанства и стремления угодить зрителю, писать, так сказать, на потребу дня. Дюфи такой подход не разделял. «Во-первых, это красиво», - мог бы сказать художник. Во-вторых, он никогда не ставил своей целью растревожить зрителя, вскрыть язвы и пороки общества и нести знамя борьбы с… с чем угодно. Его великий современник Анри Матисс говорил:
«Я хочу, чтобы уставший человек, глядя на мои картины, почувствовал покой». Дюфи тоже придерживался позиции, что искусство должно «делать хорошо» человеку.
Рауль Дюфи – непревзойденный мастер элегантной небрежности. Глядя на его узоры, на его букеты и картины, никогда не подумаешь, что он старался, что здесь собрано «всё лучшее сразу». Напротив, они кажутся случайными, естественными, результатом импульса, а не старания. А ведь на самом деле он мог очень долго добиваться эффекта этой естественности, многократно перебирая и компонуя цветы. В изображении букетов Дюфи следовал постимпрессионистическому подходу, стремясь передать впечатления от цветка, его ощущение. Он говорил, что задача художника – передать образ цветка, не стремиться сделать его похожим, но делать его живым:
«Мазок краски может сказать о форме и движении гораздо больше, чем сам предмет».
Изображая цветы, Дюфи в большинство случаев отказывается от контуров, чтобы придать изображению прозрачность и легкость, как бы беспорядочность, ощущение не тщательно подобранного букета, а охапки цветов.
Автор: Алена Эсаулова