Регистрация

Читающая девушка

Предложить название
1770-е , 64.8×81.1 см • Масло, Холст
Аннотация
«Читающая девушка», хранящаяся сейчас в Национальной галерее искусств (Вашингтон) долгое время считалась самой популярной картиной Жана Оноре Фрагонара.

Фрагонар, как известно, в юности учился в мастерских у двух великих французов – Шардена и Буше, однозначно выбрав для себя то направление, в котором работал последний. Но «Читающая девушка» счастливо совмещает в себе уроки обоих крупных мастеров. Вполне в духе Шардена эта сценка изображает уютную сосредоточенность человека на самом обычном занятии и возводит её к поэзии обыденности, в то время как Буше заявляет о себе сквозь творчество ученика нарядностью и изысканной декоративностью.

К теме чтения (неважно, книг или нот) Фрагонар и раньше обращался неоднократно – вспомним картины «Урок музыки» или «Любовное письмо». Но в тех случаях чтение или пение обязательно накладывалось на канву любовной истории. В «Читающей девушке» ничего этого нет. Почему же? Дело в том, что картина написана в середине 70-х годов XVIII века, когда мода на «галантные сцены» постепенно угасает. От искусства теперь требуют больше возвышенности, больше серьёзности – и Фрагонар, по-видимому, хочет соответствовать новым веяниям. В его героине нет ничего игривого, ничего кокетливого, другими словами, ничего «типично фрагонаровского».

В эпоху Буше и Фрагонара самым ярким художественным критиком был Дени Дидро. Его регулярные обзоры Салонов даже сейчас являются чтением вполне захватывающим, а в те времена они попортили живописцам немало крови. Дидро неистово клеймил искусство рококо за легкомыслие и фривольность. Он был пристрастен, сердит и всё же невероятно проницателен. Например, когда на Салоне 1769 года Фрагонар выставил не вполне удачное овальное полотно «Амуры в небе», Дидро заявил, что это «вот прекрасная огромная яичница из детских тел… очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». И этот образ яичницы настолько точен, что его уже никак не вычеркнуть из сознания. Так вот, Дидро с той же захватывающей образностью называл живописную манеру Фрагонара «пушистой».

Что это значит? Дидро имел в виду привычку Фрагонара накладывать краски быстрой, экспрессивной кистью, в результате чего на холсте отчетливо видно направление и характер мазка. У более поздних критиков есть и другой термин для этого явления – «темпераментный мазок Фрагонара». Именно такими размашистыми мазками выполнено насыщенно-желтое платье «Читающей девушки», коричнево-лиловая подушка, на которую она опирается, пряди её волос. Тени на подушке положены настолько густыми красками, что на их поверхности рельефно читаются следы щетинок кисти, а для освещённых мест использовались краски более жидкие. Чтобы изобразить гофрированный воротничок платья, Фрагонар просто нанёс толстый слой густых белил, а затем перевернул кисть и её деревянной ручкой наметил складки воротника. В каталогах XVIII века указывалось, что «Читающая девушка» написана с натуры и за один сеанс. По-видимому, так и было на самом деле: многие из живописных приёмов Фрагонара требуют смелости и мгновенной реакции – они возможны, пока не высохли краски.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Рококо, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Жан Оноре Фрагонар. Читающая девушка
Живопись
Собирает Елена Шабанова
1 работа • 0 комментариев
  • Элизабетта Сирани. Святой Иоанн Креститель
  • Жан Оноре Фрагонар. Читающая девушка
  • Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли
Великое
Собирает Svetlana Girard
14 работ • 0 комментариев
  • Жан Оноре Фрагонар. Мечтания. Из живописной серии "Любовные приключения"
  • Жан Оноре Фрагонар. Венок возлюбленному. Из живописной серии "Любовные приключения"
  • Жан Оноре Фрагонар. Урок музыки
Жан Оноре Фрагонар
10 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Элизабетта Сирани. Святой Иоанн Креститель
0
Святой Иоанн Креститель
Элизабетта Сирани
XVII век, 69.9×48.3 см
Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли
5
Наводнение в Пор-Марли
Альфред Сислей
1872, 46.4×61 см
Жан Оноре Фрагонар. Мечтания. Из живописной серии "Любовные приключения"
1
Мечтания. Из живописной серии "Любовные приключения"
Жан Оноре Фрагонар
1772, 197.2×317.8 см
Жан Оноре Фрагонар. Венок возлюбленному. Из живописной серии "Любовные приключения"
1
Венок возлюбленному. Из живописной серии "Любовные приключения"
Жан Оноре Фрагонар
1773, 24.3×31.8 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP