Дени Дидро, будучи выдающимся теоретиком искусства и зная толк в художестве, недолюбливал собственные портреты:
«У меня сто разных лиц, и они меняются в течение дня. Моя физиономия вечно обманывает художников». Тем не менее, находясь в России, Дидро всё-таки дал согласие позировать портретисту Дмитрию Левицкому в доме князя Нарышкина, где он останавливался в Петербурге.
Левицкий «взял» лицо философа крупно и не приукрашивал недостатков – мешков под глазами, второго подбородка, высоких залысин. Он изобразил Дидро «по-домашнему» – в атласном халате и без обязательного в 70-х годах XVIII века парика.
Почему француз Дидро так много значил для России?Французский философ и драматург Дени Дидро был особенно обласкан императрицей:
Екатерина II не только могла беседовать с Дидро целыми часами, но и одарила его крупной суммой, которую просветитель должен был потратить на собственную библиотеку.
«Дидерот», как тогда произносили в России фамилию философа, состоял в переписке с государыней и давал ей ценные советы касательно государственного устройства. Хотя Дени Дидро вместе с Вольтером, д`Аламбером и Монтескье и подготовил своей деятельностью буржуазную революцию, идеальной формой правления он считал просвещённый абсолютизм, что, разумеется, не могло не импонировать Екатерине.
Поэт Алексей Константинович Толстой так рисует положение дел:
«Мадам, при вас на дивоПорядок расцветёт!» -Писали ей учтиво Вольтер и Дидерот…Правда, склонить Екатерину к либеральным реформам просветителю так и не удалось.
«Неудача» портрета на Sotheby`s «Портрет Дидро» побывал в коллекции князя Голицына и затем Ротшильдов. В швейцарский Музей искусства и истории (Женева), где находится сейчас, картина попала в 1997-м году через лондонские торги аукциона Sotheby's. Причем российские обозреватели антикварного рынка были весьма этим фактом разочарованы.
Дело в том, что выставлявшийся на тех же торгах довольно ординарный по исполнению
«Евангелист Иоанн» Франса Халса (принадлежавший собранию Екатерины II, но в 20-е гг. ХХ века вывезенный из страны) ушёл за 1,7 млн. фунтов стерлингов, в то время как несравненно более художественно и исторически ценный «Портрет Дидро» – всего лишь за 52 тысячи.
Журнал «Огонёк» тогда сетовал, что на Западе недостаточно интересуются русскими художниками и призывал пользоваться моментом и низкими ценами, чтобы недорого выкупать наше историческое наследие для коллекций российских музеев.
Философ или «брехун»?Впрочем, далеко не все однозначно согласны с тем, что этот портрет имеет такую уж безусловную художественную ценность. Даже Александр Бенуа, высоко ценивший Левицкого (и в начале ХХ века заново открывший почти забытого художника для широкой публики), говорит всё же, что Левицкому подчас недоставало глубины и основательности. И подтверждает этот свой тезис как раз «Портретом Дидро»:
«Он (Левицкий) был простодушным, с легким оттенком безвредной хитрости человеком, но не был глубоким человеком; изображая Дидро, он постарался подчеркнуть в нем «брехуна», но его мало занимал громадный ум философа…»
Автор: Анна Вчерашняя