У широкой публики имя
Ивана Айвазовского прочно ассоциируется с морскими пейзажами — величественными, захватывающими дух и будоражащими воображение. Такую славу художнику принесли его знаменитые полотна «
Девятый вал», «
Бриг «Меркурий», «
Радуга» и многие другие. В огромном списке марин авторства этого замечательного живописца, которые и по сей день привлекают внимание ценителей жанра, — картина Айвазовского «Волна».
Мощь и красота стихии
Айвазовский, часто ходивший в плавания (поездка из Голландии в Англию, путешествие в США, участие в морской экспедиции Ф.Литке), не понаслышке знал о крутом нраве моря. В одной из его поездок корабль, пересекавший Бискайский залив, попал в такой сильный шторм, что в газетах Парижа сообщали о крушении судна и гибели художника. Возможно,
картина Айвазовского «Волна» — это одно из воспоминаний мастера, перенесенное им на холст: известно, что живописец работал по памяти, делая эскизы с натуры, а затем прорабатывая их в своей мастерской. Такая манера позволяла Айвазовскому импровизировать, не привязываясь к конкретному моменту.
В последние годы творчества художник изменил цветовую гамму своих картин, посвященных морской стихии. Если ранее панорамы, изображенные на его полотнах, были озарены светом солнца и вызывали у публики споры на тему «Нарисован ли этот свет или же за картиной стоит свеча?», то «Волна» — это картина Айвазовского, где господствуют мрачные тона. Светлые оттенки здесь использованы мастером для изображения густой пены, которая появляется на гребнях бушующих волн во время сильного шторма. Блики, пляшущие на верхушках водных валов и будто бы освещающие их изнутри — это отблески молний, летящих сверху из тяжелых свинцовых туч.
Центральным «персонажем» картины Айвазовского «Волна» является море. Безмятежность бирюзовой глади сменилась ревущими валами, чьи размеры ужасают: это видно по останкам корабля, который с минуты на минуту уйдет на дно, сдавшись в неравной борьбе. Из пучины торчит лишь верхушка мачт с истрепанным сигнальным флагом на одной из них и тремя членами команды, тщетно пытающимися спастись от гнева Посейдона, на другой.
От тонущего парусника с трудом удаляется шлюпка, до отказа набитая людьми. Присмотревшись, можно увидеть, что сидящие в ней моряки вытаскивают из морского плена нескольких несчастных. Надвигающаяся волна грозит поглотить и тонущий корабль, и шлюпку, и моряков, из последних сил цепляющихся за огромный обломок судна — картина Айвазовского повествует нам о том, что у разгулявшейся стихии нет жалости, и попавшим в эпицентр шторма остается лишь уповать на чудо.
Чтобы передать масштабы трагедии, художник выбрал холст размерами 505 х 304 см. Это огромное полотно делает происходящее настолько реальным, что уже через минуту зритель может ощутить себя одним из персонажей картины Айвазовского «Волна», а особо впечатлительные — почувствовать дыхание холодного и соленого ветра. Убедиться в этом можно, посетив Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — именно здесь и находится картина, которая считается одной из лучших марин кисти Айвазовского.