Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест

Кораблекрушение

Предложить название
1876, 136×170 см • Масло, Холст

Описание картины «Кораблекрушение»

Айвазовский кораблекрушения, бури, ураганы, штормы писал бесчисленное количество раз. Море – страсть всей его жизни, он изображал его во всех состояниях. Однажды он даже написал картину под названием «От штиля к урагану», в которой на одном холсте изобразил все состояния моря. Но море разбушевавшееся представляло для него особый интерес. В нем нет страха, лишь восторг, вдохновение, любование стихией (1, 2, 3). То есть изображенные среди урагана люди, безусловно, испытывают страх, и художник это передает, но основным настроением картины страх человека перед стихией у Айвазовского не становится никогда. Возможно, потому что основным персонажем его марин человек тоже не становится, – эта роль была безраздельно отдана морю и, пожалуй, на равнозначную могло претендовать разве что небо. Поэтому любым штормом художник любуется и нас приглашает.

В 1844 году покоривший Европу молодой русский маринист попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Корабль в назначенное время не пришел в порт, и прошел слух, что Айвазовский погиб. Владельцы его картин быстро накрутили цены и получили хорошую прибыль.

Художник прожил еще много лет, а о том случае вспоминал не иначе, чем с восторгом: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное на меня бурею, как дивною живою картиной». Как тут не вспомнить другого великого мариниста – Тёрнера, по легенде, потребовавшего привязать себя к матче корабля во время бури, дабы наблюдать шторм изнутри. Тёрнер и Айвазовский встречались, Тёрнер посвятил русскому художнику стихотворение и остался в полном восторге от его картин. А Айвазовский, по одной из легенд, покупал у Тёрнера пигменты. Может быть, тогда он и научил свои краски сиять, подобное тёрнеровским?

На картине Айвазовского «Кораблекрушение» изображена лодка, которую штормом несет на скалы. Люди в лодке растеряны, они указывают на спасительный берег. Но удастся ли им пристать к берегу, или лодку разобьет о скалы? Мы видим и людей на берегу. Стоя на высокой скале, они указывают вдаль, в сторону моря. Что там? Разрушенный бурей корабль? Огромные волны?

На переднем плане – знаменитые «волны Айвазовского» с белоснежной пеной на гребне. Выступающая вперед скала с людьми и море подле нее освещены солнцем. Это особенность штормов Айвазовского. Отлично об этом сказал армянский художник Мартирос Сарьян: «Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение… Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь». Возможно, еще и потому от самых страшных ураганов Айвазовского не страшно, а захватывает дух от восторга и величия происходящего? Луч света, который действительно присутствует среди всех его ураганов, самим своим существованием отрицает трагическую развязку.

Картина написала в 1876 году. Айвазовский усмирил свою палитру, но менее завораживающей она от этого не стала, скорее наоборот, приобрела особую тонкость и глубину. Так он писал шторм раньше. По сравнению с картиной 1844 года, «Кораблекрушение» 1876 куда сдержаннее в плане яркости и разнообразия красок. Небо и море практически сливается в серо-зеленом тоне, в котором – внезапно светлый отблеск солнца, отражающийся в воде. А какие нюансы, какие великолепные «вариации на тему» этого зеленого! У освещенного солнцем берега вода становится белоснежно-голубой, под лодкой сгущается до черноты, на переднем плане изумрудно прозрачная, на горизонте, кажется, море приобретает другое качество и становится небом. Хотя так не совсем справедливо говорить, поскольку Айвазовский всегда начинал писать именно с неба и завершал его в один прием, а вот к морю мог подходить и несколько раз. А завершив картину, он не вносил в нее правки, исключение – батальная живопись, к мнению флотских он прислушивался и мог подправить готовую картину, если ему указывали на технические неточности.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Марина
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Джон Генри Твахтман. Паруса в тумане
  • Мартин Джонсон Хед. Залив в Рио-де-Жанейро
  • Артур Эрнест Стритон. Ариадна 1895
Белеет парус одинокий...
Собирает Ирина Олих
72 работы • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Спокойное море
  • Иван Константинович Айвазовский. Море. Коктебель
  • Иван Константинович Айвазовский. Ниагарский водопад
Коллекция 2
10 работ • 0 комментариев
  • Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Последний рейс фрегата "Отважный"
  • Иван Константинович Айвазовский. Черное море
  • Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены
Маринизм
Собирает Мия Ростова
20 работ • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Хождение по водам
  • Иван Константинович Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца
  • Иван Константинович Айвазовский. Мельница на берегу реки. Украина
Айвазовский
69 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Иван Константинович Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца
8
Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца
Иван Константинович Айвазовский. Взгляд из Байдарских Ворот, Черное море
2
Взгляд из Байдарских Ворот, Черное море
Иван Константинович Айвазовский. Дом на ферме и мельница в лунном свете
2
Дом на ферме и мельница в лунном свете
Иван Константинович Айвазовский. Скалистый береговой пейзаж в Эгейском море
2
Скалистый береговой пейзаж в Эгейском море
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP