Регистрация

Триумф Вакха (Пьяницы)

Предложить название
1629, 165×225 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Торжество Вакха
  • Вакх
Аннотация
Картину «Триумф Вакха» Диего Веласкес написал, что называется, на спор. Но удивительным было даже не это, а тот факт, что до сего момента художнику не приходилось обращаться к мифологической живописи, которую так любила его эпоха – эпоха барокко. Картины мифологической тематики пользовались гигантской популярностью: ими украшали ратуши и замки, суды и университеты, гостиные и спальни. Вспомнить хотя бы старшего современника Веласкеса – Рубенса, который отдал аллегорической живописи чрезвычайно щедрую дань! Но 30-летнего Веласкеса античный антураж оставлял равнодушным.

Почему же Веласкес создал «Триумф Вакха»?

До 23 лет Веласкес жил в Севилье и там писал в основном бодегоны – реалистичные бытовые зарисовки в какой-нибудь таверне или харчевне. Иногда его упрекали: что же ты, дескать, всё малюешь гуляк да пьяниц, изобразил бы бога или героя какого! Но юный Веласкес придумал в ответ замечательную формулу, которой потом руководствовался всю жизнь: «Лучше быть первым в грубом жанре, чем вторым в изящном». А уже в 24 года художник оказался в Мадриде и долгое время писал исключительно портреты. Практически сразу он получил звание придворного живописца короля Филиппа IV. Веласкес был очень молод, но король – на 6 лет моложе. Филипп приблизил его к себе, устроил Веласкесу мастерскую прямо в своих покоях. Любил сидеть там и наблюдать, как художник работает. Не позволял портретировать себя никому, кроме Веласкеса. Давал ему одно придворное звание за другим. Не разрешал уезжать надолго, потому что очень скоро начинал скучать по своему камергеру и другу. И, конечно, у прочих художников это вызывало огромную ревность. При дворах европейских монархов традиционно работали приглашённые итальянцы, воспитанные на культуре античности. Они плели против Веласкеса интриги. Однажды взволнованный король пришёл в мастерскую к своему фавориту и заявил с порога: «Они говорят, что ты умеешь хорошо рисовать только лица! Неужели это правда?»

Ответом Веласкеса и стала картина «Триумф Вакха» (известная также под испанским названием Los Borrachos«Пьяницы»). С убедительной наглядностью он показывал заносчивым итальянцам: «Не только лица! И тела тоже! И композицию могу выстроить не хуже, чем на ваших античных фризах. И Вакха написать не менее живым и соблазнительно-хмельным, чем ваш хвалёный Караваджо

В чем своеобразие картины Веласкеса «Триумф Вакха»?

Но и в несвойственном ему мифологическом жанре Веласкес остался Веласкесом: античную вакханалию он скрестил с испанским бодегоном, высокое – с низким. Как правило, свита Вакха состоит из вакханок и сатиров. А Веласкес решил поместить бога вина и страсти среди простых крестьян, помятых и побитых жизнью, в простой одежде и с обветренными лицами.
Его Вакх – белотелый, немного рыхлый. По нынешним меркам, его тело можно назвать слегка «поплывшим», а вот сатир позади него – мускулист и смугл. Противопоставляя их, Веласкес показывает, что он большой мастер своего дела (и чужого тела): он может передавать и сложные ракурсы, и разнообразные позы, и различающееся «агрегатное состояние» человеческой плоти.

Вакх Веласкеса сидит на бочке с вином – это его трон. Нагота его прикрыта складками ткани «королевских» цветов – белого и пурпурного. На его голове – венец из виноградных листьев, а сам Вакх коронует кого-то из своих особенно ярых почитателей, отметившегося на ниве пития и разврата, таким же виноградным венком. Крестьяне пришли к божеству с просьбой облегчить их тяжелую жизнь. А Вакх даровал им вино – самый доступный способ забыть о горестях и печалях.

Большая плоская чаша в руках у центрального персонажа (в шляпе) написана притягивающе-реалистичной. Кажется, что глядя на глянцевую поверхность вина, можно ощутить его прохладу и терпкий аромат. Взгляд обрадованного пьяницы направлен прямо на нас. Он улыбается так широко и по-свойски, что буквально «затягивает» зрителя в пространство картины, требуя разделить с ним его веселье и питьё.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Мифологическая сцена
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Две девушки у окна
  • Диего Веласкес. Сдача Бреды
  • Диего Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
Золотой век испанского искусства - XVII ст.
Собирает Ирина Олих
39 работ • 0 комментариев
  • Алессандро Аллори. Снятие с креста
  • Давид Тенирс Младший. Сад Армиды
  • Мишель-Анж Уасс. Вакханалия
Коллекция музея Прадо, Мадрид
Собирает Ирина Олих
141 работа • 0 комментариев
  • Гвидо Рени. Проказник Бахус
  • Джузеппе Арчимбольдо. Осень
  • Роберт Рафаилович Фальк. Бутылки у окна
Вакх и другие
Собирает сергей ледяев
44 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Алессандро Аллори. Снятие с креста
1
Снятие с креста
Алессандро Аллори
1560-е , 54×70 см
Давид Тенирс Младший. Сад Армиды
0
Сад Армиды
Мишель-Анж Уасс. Вакханалия
0
Вакханалия
Мишель-Анж Уасс
1719, 180×125 см
Роберт Рафаилович Фальк. Бутылки у окна
2
Бутылки у окна
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP